Развитие речи на уроках чтения.
Вторая задача – помочь учащимся, осознать и оценить идейно-художественное богатство русской литературы, усилить ее влияние на
формирование их мировоззрения, этических и эстетических идеалов.
Успех в решении этой задачи обеспесивается проведением словарно-фразеологического анализа художественных текстов; постоянным вниманием к стилистическим средствам речи, развивающим у школьников языковое чутье; обеспечением словарного минимума необходимой лексикой, связанной с историко-литературной,теоретико-литературной,нравственно-психологической тематикой.
Третья задача – подготовить учащихся к самостоятельному чтению в оригинале текстов художественной, публицистической, научно-популярной литературы.
Реализация этой задачи связана со стимулированием самостоятельного чтения учащихся; с обогащением их речи (наряду с активизируемым минимумом ) пассивным словарным запасом.
Четко придуманная система помогает организовать усвоение словарного запаса русского языка целенаправленно, управляемо, с обеспечением ожидаемых результатов.
Учителя национальной школы на каждом шагу сталкиваются с ограниченностью активного словарного запаса учащихся. В устной и письменной речи школьники часто довольствуются примитивными штампованными фразами. «Некрасову в детстве жилось плохо. Отец у него был плохой»,- говорят ученики, излагая биографию Некрасова. Слова жестокий, суровый, несправедливый не стали их активным достоянием, хотя они и встречались в художественных произведениях и в учебных статьях.
«Барыня была плохая, а Герасим хороший», - так характеризуются персонажи повести Тургенева «Муму». Произвол, праздность, бесмысленные капризы, жестокость крепостницы определены одним словом –плохая.
Столь же примитивно обрисовываются привлекательные качества Герасима: его трудолюбие ,чувство собственного достоинства, честность, твердость характера вместились в нейтральное слово с широким семантическим диапазоном – хороший.
Бедность словарного запаса учащихся национальных школ является серьезным недостатком. Объясняется это наличием значительных трудностей, влияющих на процесс овладения словарным составом русского языка, а также ослабленным вниманием со стороны многих учителей к обогащению лексики школьников, в частности недооценкой закрепления новых слов в речевой практике.
Обогащение активного словаря нерусских учащихся – длительный процесс.Одна из сложных задач - научить их подбирать нужное, выразительное слово в контекте. Сталкиваясь с лексическим многообразием русского языка и не находя порой должной опоры в родном языке, учащиеся затрудняются в выборе нужного слова из синонимического ряда и нередко допускают ошибки.
Умелая, тактическая помощь учащимся в исправлении ошибок, поиски
удачных вариантов, поощрение активного использования новых слов в речи – путь продуктивного освоения лексического богатства языка.
Процесс закрепления активизируемых слов в речевой практике учащихся требует особого внимания. «Усвоить новое русское слово – значит сделать его своим, научиться свободно пользоваться им в речи»,-говорил В.В. Голубков.
Методы и приемы закрепления лексики необходимо всемерно разнообразить, чтобы повысить интерес учащихся, вызвать их любознательность, творческую активность.
Основные приемы закрепления : составление словариков и словарных таблиц; введение активизируемых слов в словосочетания, предложения, связный текст; внимание к лексико-фразеологическому составу произведения в процессе анализа художественного текста.
Знания приобретаются путем активной познавательной деятельности и волевого усилия. Это относится и к усвоению нерусскими учащимися русской лексики. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы внимание учащихся к словарной работе поддерживалось на всех этапах чтения и изучения литературного произведения. Большое значение при этом имеют качество изложения, форма подачи материала, применение средств на-глядности всех видов, использование лексического запаса, накопленного учащимися на родном языке. Разнообразные упражнения должны пробуждать интерес своей новизной и предусматривать применение лексических знаний в речевой практике самих учащихся.
Все методисты говорят в один голос, что чтение художественного текста – первое условие для развития устной речи учащихся. Этому развитию способствует долгая и кропотливая работа. Стимулом для повышения интереса к предстоящей работе могут служить методические приемы, разработанные С.Н. Юзбашевым :
1. Установление связи с предшествующим материалом, изученным на уроках русской и родной литературы. Опора на межпредметные связи и жизненый опыт учащихся ( привлечение из истории, родной литературы, из жизни фактов аналогичных изложенным в произведении, пробуждение эмоций, связанных с теми или иными событиями, переживаниями).