Развитие речи на уроках чтения.
Полезными упражнениями для изучения диалога являются заучивание небольших диалогов, перевод диалогов с родного языка на русский, распространение различных реплик диалога, замена в диалоге полных предложений неполными конструкциями и т.д. Решающую роль в развитии у учащихся навыков разговорной диалогической речи сыграют такие ситуативные диалоги и беседы, которые заинтересуют учащихся жизненностью тематики, позволят им ощутить практическую необходимость изучаемых синтаксических категорий и конструкций.
Все сказанное выше убедительно свидетельствует о том, что Богданова ,несомнено была права,утверждая,что «живая разговорная речь русского языка обладает ярко выраженными специфическими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке методики развития речи учащихся национальной школы».
Таким образом развитию речи учащихся-азербайджанцев способствует ряд работ (беседы, обучение монологической и диалогической речи,составление планов и т.д.), среди которых проведение тематических разговорных уроков и виды работ по картине требуют более подробного рассмотрения.