Развитие речи на уроках чтения.
2. Исторический и историко-литературный комментарий, необходимый для понимания изучаемого (например, рассказ об Отечественной войне 1812 года для понимания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»).
3. Введение лексического комментария (новые слова с их пояснением могут войти во вступительное слово учителя или предваряющую беседу, могут быть помещены на специально подготовленном плакате, выписаны на доске).
4. Использование наглядных пособий (портреты писателей, иллюстрации, репродукции с картин и так далее).
Во вступительном слове учитель может использовать один или несколько
названных приемов, варьировать вступление к изучению одного и того же произведения.
Рассмотрим это на примере беседы, предваряющей изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Боридино».
Учитель. Замечательный русский поэт М.Ю. Лермонтов жил в трудное время. В его произведениях нашли отражение глубокие раздумья, тоска, тревога, мятежность. В поисках положительного героического начала поэт обращается к прошлому, к славным страницам истории Росии. Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».Знаете ли вы (из уроков истории), что такое Бородино?
- Бородино – место, где произошел бой русских с французами в 1812 году.
Учитель. Верно. Бородинское сражение – один из самых ярких эпизодов Отечественной войны 1812 года. В ходе этой войны русские одержали победу над армией Наполеона.
Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году.
В заключение вступительного слова интересно сказать учащимся, что о грандиозном сражении под Бородино писали многие поэты, но стихотворение М.Ю. Лермонтова занимает особое место.
Прежде чем перейти к чтению стихотворения, учитель объясняет значение таких слов, как редут, картечь ,лафет, бивак, уланы ,драгуны и т.д. Многие «ключевые» слова найдут свое место в кратком историческом комментарии.
Очень важно дать соответствующую установку на мысленное воссоздание картины боя при прослушивании текста. Школьники должны услышать гром пушек, визг картечи и т.д.
В условиях национальной школы вслед за чтением обычно проводится беседа, пересказ или выполняются упражнения с творческими заданиями, в ходе которых глубже осмысляется содержание текста, укрепляются речевые навыки и умения учащихся.
Значение беседы для усвоения содержания и для совершенствования речевых умений и навыков учащихся трудно переоценить. Беседа развивает логическое мышление школьников, содействует формированию языкового чутья и эстетического вкуса, ибо в ходе ее оттачиваются формулировки, исправляются неточные и примитивные ответы, поощряются содержательные высказывания.
Формируя вопросы или отвечая на них, учащиеся самостоятельно строят предложение, используя усвоенную лексику и нужные грамматические формы.
Обычно беседа протекает в виде диалога между учителем и детьми.Реже проводится обмен репликами между учащимися, задающими вопросы, и остальным классом, отвечающим на них.
Учитель, готовясь к беседе, продумывает характер предполагаемых ответов на вопросы : будут ли они даны словами текста (цитатный ответ), или с
опорой на текст, или же учащиеся сформулируют их сами.
В проведении беседы особенно ответственна роль учителя. При подготовке к этому виду работы он тщательно придумывает вопросы, пробуждающие активную мыслительную деятельность. Ведь от того, как они будут сформулированы, зависит успех или неудача беседы: будут ли школьники увлечены начатым разговором или в классе воцарятся скука и безразличие.
К вопросам учителя предъявляются следующие основные требования: доступность по содержанию; четкость формулировок; последовательность, логическая стройность.
Учитывая недостаточно хорошую языковую подготовку учащихся-азербайджанцев, учитель так формирует вопросы, чтобы дети при ответе могли воспользоваться их лексикой и структурой. Беседа явится подготовительным этапом к связному пересказу, который следует провести на следующем уровне. Учащиеся смогут использовать при подготовке к пересказу вопросы учителя, а также воспроизвести запомнившиеся им элементы беседы, особенно охотно употребляя синонимические обороты. При пересказы отдельные положения уточняются, иногда предлагаются дополнительные вопросы.
Учитель является организатором беседы. В нужных случаях он приходит на помощь, исправляет допущенные ошибки, привлекает к ним внимание класса, предлагает детям дополнить или исправить ответ товарища. Пожалуй, нигде так не проявляется индивидуальный подход к учащимся, тонкий педагогический такт, как во время беседы : умение дать возможность высказаться сильным учащимся, поощрить застенчивых, вызвать на разговор слабо владеющих языком, умело и тактично исправить их ошибки. При этом следует учитывать подготовку класса, стремиться к тому, чтобы каждый вопрос был доступным, но требовал известного интеллектуального напряжения.