Методика логопедической работы при формах дизартрии.
Бульбарная дизартрия.
Цель логопедической работы при вялых параличах и парезах заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения дизартриком активных движений паретичными мышцами. Логопед также обращает своё внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков. Например, при нарушении артикуляции губных звуков тренируются, прежде всего, мышцы губ и щёк; язычных звуков–мышцы языка; голоса–мышцы гортани и шеи; при преимущественно открытой гнусавости–мышцы глотки и мягкого нёба. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.
Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая).
Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего. Логопеду необходимо тренировать ребёнка в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов.
Постоянно работа ведётся над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной чёткостью речи.
В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз.
Мозжечковая.
Основными разделами логопедической работы являются:
1) Выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации;
2) Развитие соразмерности и точности артикуляционных движений;
3) Усиление проприоцептивных ощущений;
4) Развитие речевого праксиса;
5) Речевая игротерапия, логоритмика, пение.
Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.
Задача логопеда заключается–в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет ребёнку, что нужно делать для получения определённого признака согласного (звонкость, смычка, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (напр., п, т, с и проч.). В качестве наглядности используются артикуляционные профили, муляжи и др. пособия. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание ребёнка на состояние своих губ, языка, даёт ему ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и её характер. Затем ребёнок самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произношения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем дизартрик дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.
Кинетическая премоторная корковая дизартрия.
При чистых формах этого расстройства отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется и главная задача состоит в том, чтобы научить ребёнка сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы–артикуляционные действия соответствующие слову.
Обращать его внимание на качество произношения отдельных звуков не следует, так как это больше усугубляет напряжённость его артикуляции и послоговое произношение слов.
Предметом тренировки становятся–целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание ребёнка акцентируется на:
- правильном, несколько подчёркнутом воспроизведении
ритмической структуры слова с выделением ударного слога;
- интонационном контуре целой фразы с выделением слова,
находящегося под логическим ударением.
Ребёнку даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц, и рекомендуется говорить тихим голосом.
Словесный материал подбираются таким образом, чтобы в нём не было сложных по слоговой структуре слов, со стечением согласных (экскурсовод, аквалангист), так как они выявляют у ребёнка трудности переключения артикуляционных укладов и персеверации.
Псевдобульбарная дизартрия.
При псевдобульбарной дизартрии очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев:
а) дифференцированный массаж (расслабляющий/укрепляющий с учётом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата);
б) пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно-активную;
в) активная гимнастика.
1) Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приёмом его хорошо и закончить. Другими приёмами будет лёгкое похлопывание и пощипывание. Массируют мышцы щёк, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в зависимости от места поражения)