Методика логопедической работы при формах дизартрии.
Длительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. После массажа все движения делаются более свободными, что позволяет закреплять их и создавать новые, более сложные.
2) Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия–под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение ещё один-два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.
3) Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счёт. Они должны проводиться ритмично, плавно с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп, но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряжённым. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребёнок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что даёт возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков.
Упражнения должны проводиться не менее двух раз в день сначала только с логопедом, а в дальнейшем и самостоятельно. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15–20 минут
(в зависимости от утомляемости ребёнка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.
Вся работа при дизартрии делится на три периода.
Первый период.
Борьба со слюнотечением. Нужно объяснить ребёнку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечёт. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-либо артикуляционное движение. С этих же указаний начинается работа перед зеркалом.
Очень часто ребёнок бывает травмирован своей речевой неполноценностью и взрослые (родители, воспитатели) должны воспитывать в ребёнке уверенность в том, что в результате активной работы с его стороны речь будет исправлена!
При наличии насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием. В этих случаях главное внимание уделить не динамике, а статике движения (удержанию полученного положения) и даже состоянию полного покоя. Также проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата, являющегося, так же как и насильственные движения, препятствием, как к осуществлению, так и к удержанию полученного движения. Эти упражнения также проводятся перед зеркалом: логопед обращает внимание ребёнка на то, что язык его выдвигается комом, твёрдый, напряжённый и показывает на себе расслабленный язык–тонкий, широкий, распластанный. Здесь используются приёмы: лёгкое похлопывание шпателем высунутый комом язык; также механическое надавливание на язык (его устойчивую точку) и при этом пассивно вибрирую его.
Для активизации голосовых связок, особенно при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребёнку напряжение звучащей гортани, прикладывание одну руку к гортани логопеда, а другую–к начинающей вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучании.
Важно, чтобы звук сразу получился свободный, без излишнего напряжения.
С каждым разом нужно стремиться увеличить длительность звучания.
Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного м
, этот звук прост по артикуляции, но требует направления воздушной струи из гортани в полость носа.
Серией упражнений на гласных вырабатывается длительное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Большую роль играют и занятия по пению, которые способствуют выравниванию речевого дыхания; формированию длительности, силы, звучания и модуляции голоса.
Второй период.
В это период ведущей становится работа над произношением. Наряду с этим продолжается работа над звуками и подготовительная работа по грамоте, способствующая развитию слухового восприятия.
Работа над словарём идёт попутно с общей (специально речевой и учебной). При подборе речевого материала словарь должен по возможности соответствовать возрасту, интересам ребёнка и может быть подобран из спец. пособий по исправлению произношения и также из различных букварей. Слова должны подбираться по двум принципам:
1) по постепенно нарастающей трудности произнесения–длине, звуковому составу;