Организация экспериментального исследования.
В сентябре 2004 года я приняла два пятых класса, которые сформировали из двух четвёртых и одного третьего классов. Уровень подготовки детей очень разный. Класс «А» - базе 4 «А»-более подготовленный по всем предметам, в том числе и по математике,
класс «Б»- на базе 3 класса,- много слабее. По оценкам начальной школы классы были равноценны, но первые же уроки показали истинное положение дел. Результаты тестирования за начальную школу
таковы: «5» «4» «3» «2»
5 «а» из 27 уч-ся 9 8 7 3
5 «б» из 23 уч-ся 2 6 10 5
Результаты муниципальной контрольной работы почти такие же
Провела анкетирование ( Приложение 1)
1.Нравится ли тебе предмет «математика»?
Да
– 36 чел. (72%), очень
– 4 ( 8%), не очень
- 10 (20%)
2.Можешь ли ты объяснить, почему?
Интересно
–14 (28%), люблю решать примеры и задачи
– 10 ( 20%), заставляет думать
- 5 (10%), нравится, когда понимаю, когда лёгкая
тема
- 13чел.( 26%), не могу объяснить
– 8 (16%).
2.
Нужна ли тебе математика?
Да
– 47 чел (94%), не знаю
– 3 чел.(6%)
3. Если нужна, попробуй объяснить - зачем, если нет – почему
?
В магазине чтоб не обсчитали
– 20 чел.(40%), для будущей профессии
6 чел (12%), чтобы быть умным
-1 чел.(2% пригодится в жизни
-11чел
(22%), пока не знаю
- 5чел(10%), чтобы быстро считать
-7 чел(14%).
4.
Нужна ли тебе помощь в выполнении домашних заданий?
Да
– 23 чел.(46%), иногда
– 18 чел.(36%), очень редко
– 5чел(10%)
нет
– 4 чел( 8%).
5.
Как ты оцениваешь свои знания по математике?
Имею… Знаю…. Могу…
6.
Что является , на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?
Лень
-13 (26%), невнимательность
- 18(36%), небрежность
- 7(14%), не везёт
– 4(8%), не знаю
-4(8%), не думал об этом
- 4(8%).
7.
Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?
Да
-45чел(90%), не знаю
- 5 чел(10%).
Результаты анкетирования показали, что математика как предмет им нравится, но объяснить почему многие толком не могут. Объяснения, которые дают учащиеся, показывают, что они не информированы о специфике предмета, многие из них не знают и не задумывались о том, даже сам процесс решения может доставить удовольствие.
В поисках верного решения вырабатывается усидчивость, терпение, умение добиваться поставленной цели. Всё это необходимо для того, чтобы стать успешным в жизни. После обсуждения результатов анкетирования проводилось несколько бесед и на практическом опыте они убеждались, что , запоминая алгоритмы, правила решения, можно тренировать память, указывалось, что процесс решения задач требует концентрации внимания. После таких бесед процесс выполнения заданий начинает приобретать другую окраску. Учащиеся уже понимают необходимость изучения математики. Мотивация же на то, «чтобы в магазине не обсчитали» или «пригодится в жизни» не может поддерживать интерес к предмету.