Обработка и анализ  результатов опытной работы

В процессе прохождения учебно-производственной практики в качестве специалиста по социально-педагогической работе с семьей в Реабилитационно-оздоровительном комплексе семьи в Центре социальной помощи семье и детям нами был реализован социально-педагогический блок "Мы и наши дети" из программы "Семейное счастье", целью которого является оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" состоит из двух частей: первая часть включает в себя психолого-педагогическую диагностику детско-родительских отношений, а вторая часть включает в себя курс лекций по теме "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений". Рассмотрим поочередно каждую часть.

В психолого-педагогической диагностике детско-родительских отношений принимали участие две неполные семьи: женщины в возрасте 34 и 45 лет, имеющих детей 12-16 лет. Образование у одной мамы незаконченное среднее техническое, у второй - среднее техническое. При проведении опытной работы были использованы тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина и методика изучения внутрисемейных отношений PARI (приложение № 3,4).

Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [24].

В процессе опытной работы опрос матерей проводился индивидуально. Каждая мама получила тестовые материалы, содержание инструкций и бланки для ответов. Проанализируем результаты исследования детско-родительских отношений представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты теста-опросника детско-родительских отношений

Семья

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

Халимовы

12б (77,21%)

(31,19%)

6б (92,93%)

(95,76%)

2б (70,25%)

Поповы

11б (68,35%)

(19,22%)

6б (92,93%)

(69,30%)

2б (70,25%)

В результате анализа данных полученных при тестировании семьи Халимовых, мы пришли к выводу, что мама старается уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему, одобряет его интересы и планы, то есть старается принять ребенка таким, какой он есть (баллы завышены). Она стремится проводить много времени вместе с дочкой, заинтересована в ее делах. Старается во всем помогать дочке, сочувствует ей. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности своей дочери, испытывает чувство гордости за нее. Поощряет ее инициативу и самостоятельность, старается быть с ней на равных. Старается доверять ей, вставать на ее точку зрения в спорных вопросах, но получается не всегда.

Мама стремится к симбиотическим отношениям с ребенком (баллы высокие). Она ощущает себя с дочкой единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить ее от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущает тревогу за свою дочь, иногда дочь кажется ей маленькой и беззащитной. По шкале авторитарная гиперсоциализация четко видно (95,76%), что мама требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Она старается навязать ребенку свою волю. Пристально следит за достижениями ребенка, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Выше среднего баллы по шкале "маленький неудачник", говорят о том, что отмечается незначительное стремление инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка иногда кажутся матери детскими, несерьезными. Мама старается оградить дочь от трудностей и строго контролировать ее действия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>