Обработка и анализ результатов опытной работы
Анализируя данные полученные, в результате проведения теста-опроса детско-родительских отношений с семьей Поповых, мы пришли к выводу, что матери ребенок нравится таким, какой он есть, она старается уважать его индивидуальность, проводит с ним определенное время, но в меньшей степени, чем в семье Халимовых. По шкале "кооперация" показатели свидетельствуют о том, что мама проявляет интерес к делам своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, положительно оценивает его интеллектуальные и творческие способности. Старается поощрять инициативу и самостоятельность, доверяет ребенку.
Так как по шкале симбиоз достаточно высокие баллы (92,93%), то мы можем считать, что мама стремится к симбиотическим отношениям, т. е. она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает беспокойство по поводу ребенка. Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (показатели выше среднего). В данной семье бывают случаи применения авторитарных методов воспитания, при которых мама требует послушания и дисциплины. В определенных моментах мама старается навязать ребенку свою волю. Особенности восприятия и понимания ребенка матерью заключаются в следующем: не стремится приписывать личную и социальную несостоятельность, старается доверять ребенку.
В работе с данными неполными семьями также была использована методика по изучению внутрисемейных отношений PARI (приложение № 3). Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матери) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шевер и Р.К. Белл. В нашей стране эта методика адаптирована психологом Т.В. Нещеретом. В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся различных сторон отношений родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношения к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие группы: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде согласия, частичного согласия или несогласия.
Сумма цифровой значимости определяется выраженностью признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл сначала анализировать высокие и низкие оценки. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях. Данная методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы [24]. Проанализируем полученные результаты.
Таблица 4 – Результаты методики PARI
Признаки |
Семья Халимовых |
Семья Поповых |
1. Вербализация |
17 |
20 |
2. Чрезмерная забота |
15 |
16 |
3. Зависимость от семьи |
17 |
16 |
4. Подавление воли |
14 |
14 |
5. Ощущение самопожертвования |
16 |
18 |
6. Опасение обидеть |
18 |
18 |
7. Семейные конфликты |
13 |
18 |
8. Раздражительность |
14 |
13 |
9. Излишняя строгость |
15 |
12 |
10. Исключение внутрисемейных влияний |
15 |
13 |
11. Сверхавторитет родителей |
18 |
19 |
12. Подавление агрессивности |
14 |
13 |
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки |
13 |
14 |
14. Партнерские отношения |
17 |
15 |
15. Развитие активности ребенка |
16 |
20 |
16. Уклонение от конфликта |
14 |
13 |
17. Безучастность мужа |
12 |
11 |
18. Подавление сексуальности |
20 |
16 |
19. Доминирование матери |
18 |
20 |
20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка |
14 |
19 |
21. Уравненные отношения |
18 |
18 |
22. Стремление ускорить развитие ребенка |
11 |
14 |
23. Несамостоятельность матери |
17 |
15 |