Определение понятия «компетенция»
Проанализировав заявленную литературу, мы определили для себя следующее толкование понятия компетенция, как структурной единицы образовательной компетентности в начальной школе:
«Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности».
Важнейшей частью данного определения не является его первая часть, которая так часто встречается во всевозможных источниках и на которую многие исследователи делают бóльший уклон в своих работах. Важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая и отличает компетентностный подход от других образовательных подходов, главенствующей целью которых является именно приобретение ребёнком знаний, умений и навыков.
Детализация предметных образовательных компетенций
В результате изучения теоретических основ компетентностного подхода, мы пришли к выводу, что реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения семи ключевых образовательных компетенций.
А.В. Хуторской говорит, что предложенные им ключевые образовательные компетенции нуждаются в конкретизации и детализации относительно определённых учебных ситуаций, в нашем случае данной учебной ситуацией является урок математики.
Детализируем классификацию ключевых образовательных компетенций относительно урока математики.
Ценностно-смысловая компетенция.
Даная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Собственно говоря, речь здесь идёт о профориентации. Конечно, кто-то может сказать, что рано проводить профориентацию в начальной школе, но ведь именно в эти школьные годы мы способствуем выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна — это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук.
Общекультурная компетенция
подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями. Т.е. учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Учебно-познавательная компетенция
представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Информационная компетенция
в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.
Коммуникативная компетенция
подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Социально-трудовая компетенция
на наш взгляд является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети научаются считать, вычислять, измерять и т.д. Таким образом, необходимы постоянные закрепление, усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями.