Определение понятия «компетенция»
Предлагаем ответ А.В. Хуторского на вопрос Г.Н. Филонова, который был задан ему на обсуждении доклада «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» [14].
Вопрос Г.Н. Филонова: «Как Вы представляете себе дальнейшую судьбу этого инновационного проекта стандартов, с точки зрения реализации? <…> Какие кардинальные изменения произойдут в учебном планировании, в предметной структуре общеобразовательной школы, то есть в самой структуре учебного процесса?»
Ответ А.В. Хуторского: «<…> Считаю, что наука должна быть немного дальше сегодняшней практики, иначе она не имеет смысла. <…> Что касается реализации сегодняшних стандартов, <…>, то думаю, что если нам удастся реализовать хотя бы начальные элементы общепредметного и компетентностного подхода, это уже будет важный шаг. А удастся нам это настолько, насколько реальность будет готова это принять<…>» [5].
Проделанная нами работа доказывает, что реализация компетентностного подхода на уроках математики возможна. Можно с уверенность говорить, что данный подход частично реализуется в современной начальной школе, как это было видно при анализе учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.
Нами были выведены, разработаны и выделены конкретные приёмы реализации на уроке математики всех компетенций, составляющих образовательную компетентность младшего школьника.
Таким образом, можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация нам представляется возможной.
Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.