Определение понятия «компетенция»
Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Мы провели тест начального уровня (см. Приложение 2) во втором классе общеобразовательной школы, при этом обнаружили, что пять учеников, выполнили задание верно, но при этом не указали верный ответ.
Рассмотрим данное задание [3, с. 361–362]: «Обведи правильный ответ. Какой знак пропущен: 5 дм 3 см … 51 см. Варианты ответа: >, <, =». Ученики, не обращая внимание на условие теста, вписывают правильный ответ в текст задания.
Таким образом, решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнём устранять ошибку, тем проще ученику будет перестроиться под новые требования.
Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребёнка.
Информационная компетенция
может быть реализована не ранее, чем в 3–4 классах, т.к. она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов, что довольно таки трудно для учеников 1–2 классов.
Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте с помощью принтера любую информацию о древнегреческом учёном Пифагоре».
Далее работа на уроке, посвящённом Пифагору, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение личности Пифагора, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.
Необязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Так же здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
Таким образом, реализация данной компетенции, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики.
Коммуникативная компетенция
не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной начальной школе и им посвящено множество исследований.
Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Социально–трудовая компетенция.
На наш взгляд данная компетенция может быть реализована следующим образом.
Во втором классе общеобразовательной школы мы провели несколько уроков с использованием различных вариантов работы на этапе устного счёта [3, с. 95–164; 7, с. 47–79]. Затем детям была предложена контрольная работа (см. Приложение 3) с пятью видами заданий на устный счёт, в результате которой мы получили обратную связь с хорошими результатами.
Таким образом, мы развивали у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. Т.е., если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.