Как школа должна оказывать помощь неудачникам
Конспект книги У.Глассера «Школа без неудачников»
а) с какими проблемами сталкиваются неудачники
Автор часто проводит продолжительные семинары для педагогов, которые работают с трудными детьми. Ход семинаров таков:
-изложение теоретических принципов «терапии реальностью»
-возможность их применения на практике.
На каждом семинаре Глассер проводит показательную беседу с подростками таким образом, чтобы как можно более наглядно проиллюстрировать свои подходы. Например, он описывает одну из таких встреч в Портленде «присутствовали привлекательные, опрятные, уравновешенные девочки, производившие благоприятное впечатление на слушателей спокойствием и непринужденностью, с каким они держались перед многочисленной аудиторией. Казалось, девочки совершенно не соответствовали общепринятым представлениям о подростках-правонарушителях. Однако их рассказы о прежней жизни не оставляли никаких сомнений: они были твердо уверены, что у них нет шанса на удачу или счастье в этом мире».[1]
Основными проблемами, с которыми сталкиваются неудачники, являются:
1. отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями
2. отсутствие чувства привязанности друг к другу
3. смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений
4. смирение со школьными неудачами
5. стремление жить сегодняшним днем
6. отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь
7. нежелание думать о будущем
Типичными признаками для неудачников можно считать:
1. наружность
2. принадлежность семьи к низшему классу
3. низкий уровень интеллекта
4. отсутствие любви родителей
5. вялость и апатичность
Неудачники есть в любом месте. Главная причина неуверенности в себе не материальное положение (хотя материальные трудности— явное препятствие на жизненном пути), так как большинство детей из бедных кварталов практически не ощущают своей бедности. Таковой причиной не является и расовая принадлежность, хотя темнокожему населению приходится тяжелее. Основной проблемой является неудача в школе.
Проблема неудачников не имела бы столь пагубных последствий для общества, но беда в том, что их становится все больше и больше. В любом крупном городе растет число людей, которых объединяет одно - отсутствие успеха в жизни. Это определение люди дают сами себе. Они знают, что в обществе, где многим везет, им не повезет никогда. Их представление о том, как исправить положение весьма туманно- «лучше и больше работать».
«Можно ли избавить их от этого ощущения неудачи? Можно ли путем социальных мер помочь девочкам: определить их жизненные цели, наладить отношения с людьми, играющими важную роль в их жизни, дать возможность познать успех? И наконец, можно ли найти выход для тех, кому действительно трудно в социальном плане?»[2] Оптимальное решение проблемы неудачников – приобретение опыта успеха в школе. Общепринятым объяснением причин существования неудачников является объяснение, что эти молодые люди—продукт социальной ситуации, исключающей успех в принципе. Нельзя утверждать, что в их неудачах повинны семья, среда, культурный уровень, расовая принадлежность, бедность, так как можно зайти в тупик, потому что со счетов сбрасывается личная ответственность за неудачи и получается, что не все обладают потенциальной возможностью добиться успеха. Ответственность за результаты учебы должна лечь на плечи самих учащихся и во всех школах нужно устранить препятствия на пути к успеху.
Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого реального успеха достаточно нейтрализации всех неблагоприятных факторов. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения падает вероятность преуспевания в жизни. Общественные институты не могут решить серьезные семейные проблемы. Школа не вправе махнуть на детей рукой. Необходимо преодолевать социальные проблемы. Нельзя оставлять проблему образования и поиск путей для того, чтобы из школы выходили хорошо образованные люди.
Нужно создавать школы, в которых бы все дети из разных социальных классов учились успешно. Ответственность за обеспечение такой системы образования «где успех был бы делом не только возможным, но и реальным, где бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности»[3], должно нести общество, иначе не удастся решить серьезные социальные проблемы. Применение методов терапии реальностью в общеобразовательных школах не менее эффективно, чем в исправительных учреждениях и психиатрических лечебницах.
Педагоги лучше всех знакомы с проблемой детских неудач. Все больше детей не хотят учиться, это вызывает чувство тревоги у педагогов. Школьные педагоги постоянно пытаются найти новый подход к трудным подросткам и ждут рекомендаций в плане более эффективных педагогических методов. Основной бич всех школ – проблема неудачников. Нужно искать пути к достижению успеха у как можно большего числа учащихся. Необходимо разобраться в причинах неудачи и сформулировать новые принципы образования (и применять их на практике), способствующие созданию благоприятной атмосферы.