Как школа должна оказывать помощь неудачникам
«Какова бы ни была причина провалов ребенка в учении, рекомендовать любые изменения можно лишь с учетом существующей школьной системы. Ведь мало толку предлагать в качестве решения проблемы увеличение штата учителей, строительство улучшенных зданий, повышение качества профессиональной педагогической подготовки, привлечение большего числа специалистов или значительное пополнение школьного бюджета. Классы будут по-прежнему оставаться переполненными, а специалистов будет по-прежнему не хватать. Я вовсе не хочу сказать, что увеличение штата, повышение профессионального уровня преподавателей, меньшая наполняемость классов и другие позитивные меры бесполезны, напротив, я целиком одобряю подобные сдвиги»[4].
Любая попытка привлечь в школы специалистов со стороны как для индивидуальной работы, так и для работы с небольшими группами детей не решает проблемы неудачников. Даже если бы в каждой школе был свой психоневролог, который бы вел индивидуальные занятия или занятия с отдельными группами детей во внеурочное время, ничего бы не изменилось. Типичный психосоциологический подход оказывается неэффективным, поскольку основывается на той точке зрения, что школьные проблемы якобы являются зеркальным отражением личных проблем каждого ребенка: тяжелая обстановка дома, материальные трудности, расовая дискриминация и т. п. Совершенно ясно, что, несмотря на объективные жизненные трудности многих детей, существует целый ряд факторов, присущих самой системе образования, которые не только порождают собственно школьные «болевые точки», но и усугубляют те, что ребенок уже несет с собой в школу.
Суть традиционного, широко распространенного в сегодняшнем обществе взгляда состоит в том, чтобы игнорировать трудности, которые нагромождает перед ребенком система образования. Трудных детей передают в руки медицинских, социальных и правоохранительных работников. Данный подход не приносит пользу ни детям, ни стране. Метод отделения детей от педагогической системы губителен для школы. Трудные дети должны учиться в гетерогенных школах. Специалисты, работающие в школах,—психотерапевты, психологи, преподаватели в группах выравнивания—должны помогать учителям в решении возникающих в классах проблем, как дисциплинарного, так и учебного характера. Они должны изучать возможности улучшения образования и на практике применять свои концептуальные подходы в обычных классах, в тесном сотрудничестве с учителями.
Образование-мостик к успеху. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества.
Практически система образования имеет одни и те же недостатки в различных районах, но больше всего от них страдают дети из социально неблагополучных семей. Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений привода к потере мотивации или даже к антимотивации в учебе.
Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. Однако они не всегда вписываются в традиционную систему взглядов. Единственный выход—эту традицию нарушить. Но сначала следует выявить причины, которые приводят школьников к неудачам в самой сфере образования, а уже затем выработать курс, направленный на их устранение.
б) как школа должна оказывать помощь неудачникам
Задача помощи детям, у которых развит комплекс неполноценности, сложна и, может быть, неразрешима, поскольку философия современного образования отводит слишком большое место неудаче как таковой и поэтому затрудняет процесс воспитания у учащихся чувства самоуважения. Мы учимся всю жизнь. Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире много. К моменту поступления в подготовительный класс он располагает набором сведений об окружающем мире, с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника только школа навешивает этот ярлык. Большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье они растут.
Крушение детского оптимизма – серьезная проблема начального обучения. В потере интереса к учебе можно винить семью, окружение, но правильнее было бы искать причину в школе и применяемых в ней методах обучения. Школа играет чрезвычайную роль в жизни детей. Нельзя перекладывать вину школы на среду, в которой ребенок растет.
Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся менее вероятными. Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время в начальной школе.
Детей необходимо готовить к школе, особенно детей из малообеспеченных семей. Обычная школа провоцирует неуспеваемость, так как упор идет не на развитие мышления, а на запоминание и зубрежку.