Сравнительный анализ подходов в преподавании программ пакета MS Office
- рразвитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- пприобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Далее будут рассмотрены программы профильного курса информатики по предмету «Информатика и информационные технологии» для 10 - 11 классов образовательных учреждений Российской Федерации.
Целью программы профильного курса для 10 - 11 классов автора Шафрина Ю.А.[4] является освоение учащимися информационных технологий в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – современная непроцедурная объектно-ориентированная среда Windows с единым графическим интерфейсом пользователя.
Концепции курса можно сформулировать следующим образом.
С одной стороны, современные информационные технологии рассматриваются как целостная система, которую образуют два принципиально разных элемента:
1) объектно-ориентированная операционная среда с единым механизмом управления оконными объектами и универсальной триадой инструментальных средств (горизонтальное меню – панель инструментов – контекстное меню), предназначенных для выполнения конкретных операций в приложениях (всё это и называется графическим интерфейсом пользователя);
2) технология решения частных задач в той или иной предметной области (текстовые документы, электронные таблицы, базы данных ит.п.).
С другой стороны, совокупность основных предметных областей информационных технологий можно представить следующей «тетрадкой»:
1) управление объектами операционной системы (иными словами, обслуживание собственного компьютерного хозяйства);
2) офисная технология (текстовые документы, графика, электронные таблицы, презентации, персональные информационные системы);
3) базы данных и информационные системы;
Количество часов отводимых на изучение темы MS Word (при одном часе в неделю – 10 часов / при двух часах в неделю – 23 часа), MS Excel MS ( 5 часов / 10 часов ), Power Point ( 0 часов / 3 часа ), MS Access ( 5 часов / 9 часов )
Приведём краткое содержание компонентов обучения по программам среды MS Office.
Текстовые документы, редактирование текстовых документов:
- редакторы текстов и документов;
- окно процессора Word (панели инструментов, настройка экрана);
- ввод текста, основные элементы текстового документа;
- понятие о шаблонах и стилях оформления
- основные операции с текстом, оформление страницы документа, формирование оглавления;
- работа с таблицами, операции с таблицами;
- вставка рисунков, операции с рисунками;
- основы конвертирования файлов;
- печать документов;
- MS Word как среда программирования.
Электронные таблицы:
- что такое электронная таблица, окно программы MS Excel;
- ячейка электронной таблицы, форматирование ячейки;
- подготовка таблиц, манипуляции с таблицами;
- расчётные операции в Excel;
- дополнительные возможности Excel.
Подготовка презентаций:
- что такое презентация, общие сведения о MS Power Point;
- принципиальна схема работы с MS Power Point;
- как создавать и редактировать презентацию?;
- общие операции со слайдами;
- демонстрация слайд-фильма.
СУБД MS Access:
- что такое MS Access, принципиальная схема работы;
- работа с таблицами в MS Access;
- связь между таблицами и целостность данных;
- создание запросов-выборок;
- отчёты.
Учащиеся должны уметь:
- работать с текстовыми процессорами, создающими текстовые документы;
- конвертировать файлы из одного формата в другой;
- работать с электронными таблицами;
- создавать, редактировать и демонстрировать презентации;
- создавать фактографические информационные системы на основе реляционных баз данных и работать с СУБД MS Access.