Сравнительный анализ подходов в преподавании программ пакета MS Office
В данной программе внимание учащихся обращается на важные механизмы интеграции приложений, механизмы обмена данными, которые, собственно, и объединяют информационные технологии в единую систему.
Программа авторов Кузнецова Г.И., Мачульского В.В., Жильцовой В.И. [7] разработана в целях развития информационного образования в учреждениях образования Свердловской области и является системообразующим элементом программно-методического комплекса, включающего пособия для моделирования познавательной деятельности учащихся.
Количество часов отводимых на изучение темы MS Word (20 часов - теория 6 часов, практика 14 часов), MS Excel MS (16 часов - теория 6 часов, практика 10 часов), Power Point (6 часов - теория 2 часа, практика 4 часа), MS Access (6 часов - теория 2 часа, практика 4 часа)
Приведём краткое содержание компонентов обучения по программам среды MS Office.
Технология обработки текстовой информации:
Текстовый процессор Word. Знакомство с панелями инструментов (включение, выключение, перемещение). Настройка параметров страниц. Смена шрифтов и их размеров, настройка параметров абзаца. Нумерованные и маркированные списки. Вставка таблиц и операции над ними.
Учащиеся должны знать:
- назначение текстового редактора;
- назначение панелей инструментов;
- правила ввода и форматирования текста;
- приёмы вставки таблиц и графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- производить подготовку текстового редактора к работе;
- вводить и форматировать простой текст;
- вставлять в текст таблицы и графические объекты;
- пользоваться готовыми шаблонами и создавать свои.
Технология обработки числовой информации:
Интерфейс электронных таблиц. Заполнение ячеек. Правила вода формул. Операции редактирования и копирования ячеек. Функции математические, логические и др. Построение диаграмм. Сортировка данных.
Учащиеся должны знать:
- приёмы решения простых вычислительных задач;
- приёмы построения графиков и диаграмм.
Учащиеся должны уметь:
- создавать простые электронные таблицы с формулами;
- пользоваться относительными и абсолютными ссылками;
- строить диаграммы и графики.
Технология хранения, поиска и сортировки информации:
Понятие базы данных. Структура записи. Поля, типы полей. Проектирование баз данных. Ввод записей в таблицу. Редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Создание форм и отчётов.
Учащиеся должны знать:
- назначение и структуру базы данных;
- типы полей в базе данных;
- назначение форм и отчётов.
Учащиеся должны уметь:
- спроектировать структуру простой базы данных;
- производить ввод данных в базу и их редактирование;
- выполнять операции поиска нужной информации.
Мультимедийные технологии:
Презентации в Power Point. Знакомство с панелями инструментов. Приёмы создания слайда. Просмотр презентации. Вставка в слайд различных объектов. Настройка анимации.
Учащиеся должны знать:
- назначение презентаций;
- приёмы создания простых презентаций.
Учащиеся должны уметь:
- создавать простые презентации в Power Point;
- делать переходы между слайдами;
- применять анимационные эффекты.
Данная программа носит инновационный характер, синтезируя как передовые научные идеи и подходы в обучении информатике (коммуникационные игры, проектная работа учащихся, современные средства моделирования учебно-познавательной деятельности), так и опыт педагогов-практиков, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, учитывая специфику развития их личности, ценностных установок и познавательных процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности.
В основе курса авторов Гейна А.Г. и Юнермана Н.А. [5] лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представления об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Авторы трактуют курс информатики как дисциплину направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой – на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретической базе относятся знания общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также представление об информации и информационных системах, о принципах строения компьютера. Навыки использования компьютерных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами: информационно - поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.