Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
Оценку учащихся на дисциплинах гуманитарного цикла не всегда удается перевести в цифровое обозначение. Педагог на предшествующем итоговому, либо тематического контролю занятий вместе с учащимися выделяет несколько вопросов – контролей по теме и в соответствии с вопросами изготавливает поуровневые типы карточек. Учащийся выбирает карточку сам, а в случае затруднения меняет ее. Впоследствии выполнения учащиеся получают карточки с выполненным заданием и проверяют свою работу. Эффективность подобным форм оценивания позволяет учащимся выявить уровень своей подготовки по теме, разделу и самому сделать выводы об усвоенности материала. Учащийся начинает понимать, что главное не сама отметка, а знания, умения для получения которых он учился.
Таким образом, постоянное получение педагогом обратной связи, информации о деятельности субъектов учебного процесса (учащегося или учителя) и ее результатах [201], является одним из принципов активизации познавательной деятельности. Получаемая информация дает оперативное представление учителю о том, что происходит развитие определенных операций мыслительной деятельности учащихся, какие трудности они испытывают. Это в свою очередь позволяет педагогу оперативно реагировать и изменять программу учебной деятельности, менять содержание и способы обучения.
В традиционном обучении он также получает обратную связь от учащихся, но происходит это чаше всего в рамках ответа учащегося или контрольной работы. Такая информация очень ограничена и не дает полного представления о том, что происходит с учащимися на протяжении всего времени учебы. Кроме того, самооценочная деятельность является способом формирования умения учащегося работать с содержанием, рассматриваемым на занятии, фиксировать основные моменты, выделять главное, адекватно самоанализировать свою собственную учебную деятельность (приложение 19).