Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношение и понимая модель их организации. Например, узнавание не сформулированных допущений, выявление причинно – следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.
5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Предложение способов проверки гипотез и формирование теорий, применяемых к ситуациям. https://последу.рф где нанять детектива для слежки.
6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений о идеях, решениях, методах и т.д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например включать оценивание подходящего решения исторической ситуации или оценивания результатов работы на основе стандартов в изучении английского языка [29].
А также на каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.
Освоение этих алгоритмов способствовало реализации познавательных целей, а так же формированию навыков: учебной деятельности, специфических лингвистических действий.
Диагностический компонент
, включавший предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль, обеспечивался оперативной обратной связью через включенное наблюдение за поведенческими реакциями учащихся в учебной и игровой деятельности ,контрольные работы, оценку дисциплинированности, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, демонстрировавших достижение диагностических целей, определяющих уровень познавательной активности. Анализ полученной информации определял направления коррекционной работы по оптимизации учебно – воспитательного процесса. Использование алгоритмов операций мыслительной деятельности при изучении нескольких учебных дисциплин позволяло диагностировать уровень сформированности навыка и своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
Реализация проекта активизации познавательной деятельности в образовательном процессе требует от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести психологическую атмосферу, созданную в аудитории; нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися; тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе; расположение мебели, оборудование учебной аудитории и различные материала, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.
Процесс активизации познавательной деятельности учащихся предполагает наличие различных способов размещения мебели в учебной аудитории. В каждом классе должно быть несколько альтернативных схем расположения мебели [72]:
1. Форма расстановки мебели «Класс». Позволяет разместить большое количество учащихся; выделить педагога позицией; существует единый центр концентрации внимания учащихся; можно использовать доску для ведения записей; можно организовать взаимодействие между учащимися в парах. В то же время недостатками такой расстановки мебели являются: плохая видимость доски с определенных точек аудитории; осуществляется односторонняя коммуникация по линии «педагог - учащийся», педагог доминирует над классом (рис. 1.5.).
2. Форма расстановки мебели «Буква П». Все учащиеся видят друг друга; существует точка концентрации внимания; можно использовать доску для записей; учащиеся имеют возможность вести записи во время урока; учитель может подходить к учащимся и давать индивидуальные консультации. Однако : столы могут вызывать ощущение барьеров; затруднен контакт между учащимися, сидящими на одной стороне (рис. 1.6)
3. Форма расстановки мебели «Прямоугольник». Обеспечивает зрительный контакт между большинством учащихся; располагает к свободной дискуссии; учащиеся имеют возможность делать записи во время занятий. Но, отсутствует единая точка концентрации внимания; учитель не выделяется позицией, что затрудняет его руководство ситуацией в аудитории; затруднено использование доски; затруднено представление результатов групповой работы; затруднен контакт между учащимися, сидящими на одной стороне (рис. 1.7.)
4. Форма расстановки мебели «Круг». Можно разместить большое количество учащихся; отсутствуют барьеры между педагогом и учащимися; существует одна точка концентрации внимания; педагог выделяется позицией и имеет возможность влиять на ситуацию в классе; использование доски для ведения записей; позволяет быстро изменять форму расположения учащихся (организовывать групповую работу, использовать методы, связанные с движением учащихся). Однако, применение такой рассадки может вызвать дискомфорт у привыкших сидеть за партами учащихся; отсутствует возможность ведения записей учащимися во время занятия; размещение всех материалов на полу, либо в руках (рис. 1.8.).