Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.

При этом ученики не только приобретают конкретные исторические знания, они получают знания сущности тех приемов, которые под руководством учителя позволяют ученикам увидеть возможность теоретического обобщения всех противоречивых фактов, способствуют самостоятельному поиску новых знаний, а не простому их заучиванию [150, c. 6] Одновременно нельзя отказываться от репродуктивной деятельности. Целесообразно использовать определенные методы, направленные на формирование данных навыков, (приложение 10). При организации познавательной деятельности на этом уровне педагогически целесообразным является введение в содержание материала познавательных структур, которые в методическом плане направлены на повторение учениками мыслей учителя по предложенному им примеру [126, c. 53-56] (приложение 11).

В организации познавательной деятельности на уроках истории либо английского языка, как и вообще предметов гуманитарного цикла на первый план выделяется задача активизации мышления школьников.

Обучение становится малоэффективным при ограничении его только функцией передачи максимума информации. Потому что большое количество информации не есть развитый ум; а полученная информация ложится ненужным грузом на память учеников. Активизация мышления на разных уровнях познавательной деятельности рассматривается как важный резерв усовершенствования методики обучения предметам гуманитарного цикла [354;126, c. 8; 162]. Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления [198]. При этом ученики должны знать, что основы их мышления являются отнюдь не универсальными. Что есть и другие системы мировоззрения. Но необходимо признавать за учениками право на собственные мысли и точку зрения при условии умения их обосновать, организовывать познание как «открытие», в ходе которого учитель показывает ученику методы и способы самостоятельного приобретения знаний [124, c. 5; 129, c. 23; 190, c. 49].

Одной из возможных форм активизации познавательной деятельности в современных условиях можно считать использование таких методических средств как, например, рабочие тетради, познавательные задания, которые должны быть взаимосвязаны между собой дидактическими единицами учебно – методического комплекса. В их содержании должны присутствовать проблемные вопросы для организации работы на преобразующем либо творческом уровнях и вопросы на повторение материала с элементами мышления, ориентированные на репродуктивный уровень, но учитывающие задачи развития навыков основных мыслительных операций, (приложение 12)[107, c. 43-44]. Троицким Ю.Л. высказана идея о том, что такие методические средства, как рабочие тетради, представляют возможности для замены собой учебников [33; 149; 161; 162; 163; 206; 208; 209]. О целесообразности создания системы познавательных заданий, как дидактического средства активизации познавательной деятельности, свидетельствуют исследования дидактов и методические разработки педагогов-практиков [6; 54; 59; 50, c. 423; 64, c. 35; 66; 67; 94; 106; 115, c.128-129; 172; 200]. Структура занятия (ведущие интеллектуальные операции на уроке: анализ, опознавание, выбор, структурирование.)

1. разграничение между описанием и повествованием. E. g.: He sat, his teeth bared in his bloody face, while his spent arms flailed the impotent paddle at the water.

2. выявление цели использования уточняющей детали в отрывке.

3. самостоятельный подбор уточнения для завершения отрывка. He paddled on, (steadily and strongly), with a calculated husbandry of effort.

И.Я. Лернер отмечал, что познавательные задания, представленные в системе, позволяют управлять познавательной деятельностью у учащихся на различных уровнях[172, c. 49-50].

Современное состояние идеологической работы в школах Республики позволяет организовать так называемый перевод социальной ситуации в педагогическую. Такой подход предусматривает учет жизненного опыта учеников, возможности показа учащимися современной действительности во всех её противоречиях, позволяет ученикам с помощью учителя понять смысл событий, сформировать собственную точку зрения.

Зная, что деятельность учителя опосредованно входит в состав деятельности ученика и влияет на ее результаты, можно определить что в таких условиях и те и другие выступают в качестве субъекта познания, что меняет субъект – объектные отношения на взаимосубъектные.

В связи с этим считаю целесообразным использовать следующий алгоритм познания:

1. Учитель и ученик, которые осознали взаимосубъектность отношений, определяют стиль педагогических отношений, выбирают приемы и средства организации учебного процесса, которые учитывают мотивы познания и стимулируют этот процесс.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>