Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
Одновременно ученики осваивают коммуникативные умения – умения аргументировано выражать свою мысль и адекватно воспринимать мысль собеседника и основные принципы построения диалога: понимание участниками диалога друг друга, запрет одновременного высказывания, связь новой информации с ранее сообщаемой, предъявления высказывания в виде последовательных связных предложений. На данных занятиях вырабатываются умения: а) обобщить сказанное; б) сформулировать свою точку зрения; д) защитить ее с помощью аргументов. На уроках такого типа могут быть представлены практически все интеллектуальные операции. В данном случае подключаются отбор, классификация, анализ, обобщение. Но ведущими являются сопоставление по контрасту и структурирование. Структура занятия:
1. прослушивание ряда коротких реплик и их классификация: I may spend this evening how I want. You have to speak to him. I may not look after her children. He must not give your baby those sweets.
2. прослушивание связной полемической реплики и множественный выбор аргумента, отвечающего выраженной точке зрения: Having a car is likely to shorten one’s life. For one thing, you pollute fresh air. Then you have a risk to get into an accident. And to finish with, …
… there coming the problems of repair and getting petrol.
… you don’t get enough exercise.
… people will always be asking you to give them a lift.
3. выбор фразы обобщающей развернутую реплику. E.g.: Having a car is dangerous.
4. вычленение основного постулата в реплике и выражение своего согласия или несогласия с ним. I quite agree with you, but… I absolutely agree with you, that…
Таким образом, учебное общение, складывающееся в процессе обучения истории и английскому языку, является важной предпосылкой успешного решения дальнейших задач обучения, в том числе задачи развития речи учащихся, а значит, их мышления. Основным направлением этого процесса является переход от спонтанной речи к произвольному ее урегулированию предполагающему выбор, или конструирование, речевых средств форм, отвечающим всё усложняющимся целям и содержанию учебного общения [189]. Этот переход опирается на формирующуюся в процессе учебного общения способность рефлексивно оценивать свои действия, в том числе, и коммуникативные. Целесообразно использовать определенные методы, направленные на формирование данных навыков, (приложение 8).
Реализация валеологического аспекта активизации познавательной деятельности состоит в обеспечении двигательной активности учащихся как во время уроков истории и английского языка, так и посредством уроков физической культуры. На уроках английского языка, помимо традиционных разминок и физкультурных минуток, применялись: оптимальный режим смены видов деятельности, деятельность с движениями (поднимание рук, хлопки, и т.п.). Так как движения играют большую роль в развитии письменной речевой деятельности, поскольку процессы развития моторики и речемоторики имеют сходные механизмы [97; 119]. У подвижных детей с хорошо развитой мелкой мускулатурой руки речь развита лучше, чем у инертных детей с плохо развитой моторикой руки. Мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, что положительно влияет на выработку и функционирование временных условных связей. Взаимосвязь двигательного анализатора с другими (зрительным, слуховым, речевым) ускоряет выработку условных рефлексов, являющихся основой обучения. Результаты исследований, проведенные под руководством М.М. Кольцовой, свидетельствуют, что тренировка пальцев руки является средством повышения функционального состояния коры головного мозга. Изучение влияния тренировки мелкой мускулатуры пальцев руки на ход решения арифметических задач у семилетних детей показало, что проведение таких упражнений способствует повышению работоспособности коры головного мозга [97].
Обеспечение необходимой двигательной активности позволяет учащимся работать на уроке не отвлекаясь, сосредоточивая внимание на предмете изучения, и не провоцируя, тем самым, нарушений дисциплины, проявляющихся в несанкционированной учителем повышенной подвижности и речевой активности.
Процесс организации познавательной деятельности учитывает, что каждая из наук, основы которой изучаются в школе, имеет для этого специфические возможности. При изучении истории мы должны исходить из национальной концепции исторического образования и концепции реформы общеобразовательной средней школы, в которых процесс познания объективной реальности рассматривается как основа формирования личности ученика [90]. При выдвижении на первый план в обучении истории цели формирования социально – активной личности существует опасность того, что усвоение истории будет идти только на уровне ее научно – теоретического понимания, что является односторонним подходом к процессу обучения и сужает возможности личного эмоционального восприятия. Целесообразно использовать определенные методы, направленные на формирование данных навыков, (приложение 9).