Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
1. Ученикам на уровне формирования познавательных приемов с помощью соответствующих памяток сообщалась информация об их сути и назначении [217]. Эти знания имели как бы внешний в отношении к содержанию материала характер.
2. Знания о сути познавательных приемов при дальнейшем обучении вводились в содержание познавательных заданий в виде плана ответа либо в условии ответа.
Наглядность в обучении истории играет роль методического средства организации познания абстрактно – логических понятий в графически – пространственной форме [144, c. 115-117; 152; 183; 197, c. 270; 222, c. 176]. Поэтому опорные конспекты использованы в качестве блок-схемы, где конкретный факт, явление, конструкция воспринимается не отдельно, но как часть развивающегося целого. При этом в исследовании сделан вывод о методической целесообразности использования при организации познавательной деятельности нового алгоритма приобретения знаний, о необходимости которого свидетельствуют также другие педагогические исследования [108, c. 33; 203, c. 183-194].
Этот алгоритм представлен в следующей таблице:
Алгоритм получения знаний:
Традиционный | Новый |
Сообщение учителем нового материала как совокупности конкретных фактов |
Первоначальное представление учителем нового материала на уровне его теоретического обобщения |
Усваивание учащимися фактов не репродуктивном уровне и их закрепление. |
Подведение учителем под теоретический материал конкретных фактов и самостоятельный поиск учащимися фактов по примеру, предложенному учителем |
Теоретический вывод, который делается учителем |
Использование учениками понятий и терминов для объяснения теоретического материала в связи с фактическим с помощью учителя и, таким образом, закрепление материала. |
Повторение учениками выводов, сделанных учителем, попытка сделать его самостоятельно по примеру |
Представление учителем и формирование учениками различных точек зрения по изучаемому явлению, обоснование учащимися их собственных идей. |
Контроль знаний путем устного и письменного опроса |
Контроль знаний /фактического материала в виде тестирования, опроса. |
При таком алгоритме обучения (а не просто преподавания) значительное место занимают познавательные умения учеников, особенно умение определять причинно – следственные связи через определение главного, сравнение и обобщение.
В качестве возможных методических средств организации представляемого материала по его содержанию моно считать опорный конспект либо структурно – логическую схему как графическую основы для подачи материала блоками (приложение 14)
Овладение мыслительными операциями абстрагирования, конкретизации, обобщения и классификации происходило в ходе языковой подготовки (иноязычной, на уроках английского языка), работы с моделями – символами слов и звуков.
Проект активизации познавательной деятельности школьников понимается в данном исследовании как предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса, т.е. совокупность приемов, способов и их последовательности для достижения поставленной цели – стимулирования учения школьников при реализации:
- субъект – субъектного отношения педагога и учащихся;
- многосторонней коммуникации;
- комплексным воздействием на мотивационно – потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности;
- конструировании знаний учащимися;
- использовании самооценки и обратной связи;
- опорой на активность учащегося.
В структуру проекта входят целевой, содержательный, организационный, операционный, диагностический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой (рис. 1.1. (модель)).
Целевой компонент
включал определение цели активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам; освоение ими материала согласно программе; создание условий в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания [191, c. 227-228]; обеспечение работы учащихся на высоком творческом уровне познания (анализ, синтез, оценивание), предварительно освоив низкий уровень (знание, понимание, применение). Диагностические цели конкретизировались на каждом этапе работы.