Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
Лингвистический анализ слова, тождественный анализу исторического понятия, предполагает овладение учащимися способами работы, которые служили бы средством обнаружения и фиксации свойств явления, характеризующих отношения формы и значения. Такими специфическими действиями являются действия: изменения и сравнения. Фиксирование результатов сравнения, обобщение открываемых фактов, позволяет осуществлять рефлексию собственной деятельности (приложение 6, 7) [39; 196]
Овладение лингвистическими действиями строилось на основе формируемых алгоритмов мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, конкретизации, систематизации и обобщения. Так, для полноценного освоения лингвистического действия сравнения необходимы навыки осуществления таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Действие моделирования предполагает овладение навыками абстрагирования и конкретизации. Без операций классификации, обобщения и систематизации невозможно овладеть системой лингвистических понятий, установить их связи и отношения, т.е. невозможно реализовать принципы прочности, сознательности и активности при освоении английского языка и истории как учебных дисциплин. Основные интеллектуальные операции - обобщение и конкретизация (путем набора существенных признаков), а так же принятие решения путем анализа развиваются при выполнении следующих упражнений:
1. фонетическая тренировка +
логическая группировка слов. E. g.: Lake mountain nature field forest Scientist specialist teacher doctor engineer (найти обобщающее понятие)
2. формулировка сути понятия путем перечисления более частных понятий, составляющих его. E. g.: Clothes animals seasons games (объясните, используя несколько примеров).
3. тренировка в быстром соотнесении понятий и их дефиниций. E. g.: Let’s play a game. You are a person who keeps forgetting the names of well-known things.
4. формирование понятия о достаточности характеристик в дефиниции. E. g.: Supper is a meal which we have in the evening.
Формированию навыка сравнения способствовало и проводимое для закрепления навыка чтения чтение «цепочкой» слов, на доске или с помощью раздаточных материалов, причем часть слов была объединена одним понятием. Перед началом чтения учащимся давалось следующее задание: услышав слово, входящее в понятие, необходимо совершить определенное движение (хлопок над головой, перед собой; кивок головой, поднимание рук вверх и т.д.). Для правильного выполнения задания учащимся следовало соотнести понятия и, сделав соответствующее умозаключение, выдать результат в виде движения. Эти задания также содействовали развитию устойчивости произвольного внимания учащихся, поскольку присутствие элемента игры не давало им расслабиться, оказывая стимулирующее воздействие на мотивацию учения. Вариантом игры было прослушивание читаемых «цепочкой» Слов и их сравнение по самостоятельно выбранному основанию. Каждый аргументированный ответ считался правильным.
Игры с буквами и словами, а также работа с текстами (приложение 15), позволяли ученикам контролировать правильность выполнения учебного задания, расширяли их словарный запас; учили внимательному отношению к структуре и значению слова; стимулировали любознательность; поощряли к поиску и самостоятельному составлению подобных заданий, формируя навыки учебной самостоятельности и способствуя, тем самым, воспитанию познавательного интереса как основы учебно – познавательно мотивации учебной деятельности, познавательно активности в целом.
Таким образом, в процессе решения учебных задач учащиеся осваивали учебные действия планирования, контроля; овладевали операциями мыслительной деятельности (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования, построения суждения и умозаключения); приобретали навыки ведения коллективного учебного полилога; слушали и адекватно реагировали на высказывания товарища, аргументировано доказывали свою точку зрения (приложение 16). Формированию уважительного отношения друг к другу, умению оценивать догадку товарища способствовали задания, предполагавшие различные варианты ответа – и , таким образом, исключавшие возможность ошибки.
Оценочная деятельность педагога также является одним из средства активизации познавательной деятельности учащихся. Так, после выполнения задания, учащемуся предлагалось в тетради отметить качество выполненной работы по сообщенным учителем критериям. При проверке работы педагогом осуществляет аналогичную деятельность: если он согласен с оценкой учащегося, то обводит его отметку, если не согласен – ставит свою, комментирую ее у устной или письменной форме. Оценить свою деятельность учащийся может также с помощью методов «Графики», «Мишень» (приложение 18, 17).