Организация и проведение исследования
Для выявления эффективности тестирования, как прогрессивного метода контроля, нами было проведено исследование на тему: «проведение рубежного занятия по курсу «Электротехника»».
Базой нашего исследования является одно из самых первых в городе Краснодаре – «Профессиональное училище № 1». Которое было основано в 1897 году и за все годы своего существования получило огромный опыт в начальной профессиональной подготовке специалистов.
Для проведения исследования нами была определена группа учащихся в количестве 20 человек. Данная группа представляет собой сплоченный коллектив, в котором нет ярко выраженного лидера.
При проведении тестирования каждый учащийся был обеспечен своим экземпляром пособия, которому передается функция по управлению активной самостоятельной работой учащегося.
Тестирование проводилось в активной форме, выражающейся в самостоятельной работе учащихся. Чтобы не терять времени на диктовку заданий для самостоятельной работы преподаватель использовал раздаточный материал, в котором были указаны задания теста (Приложение А, Б).
Нами была разработана система тестовых заданий по курсу «электротехника», содержащий задания по следующим разделам курса:
- «Электрические цепи переменного тока»;
- «Трехфазные электрические цепи»;
- «Трансформаторы»;
- «Электрические машины постоянного тока».
Данные тестовые задания включают в себя задания следующих форм:
1) Задания в закрытой форме, в которых учащийся выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Эти правдоподобные ответы называются “дистракторами”. Чем лучше “дистрактор”, тем чаще на него “попадается” учащийся, давая неправильный ответ. Плохие “дистракторы”, которые учащиеся не выбирают в силу их абсурдности, целесообразно убрать из тестового задания. Например:
Трансформаторы служат для…:
а)…преобразования значений тока и напряжения;
б)…устранения неполадок в энергосистеме;
в)…преобразования одного вида энергии в другую;
г)…передачи энергии на далекие расстояния.
2) Задания в открытой форме, когда ответы дают сами учащиеся, дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное. Такое тестовое утверждение содержит в одном предложении и вопрос и ответ. Оно должно состоять из небольшого количества слов (чем меньше, тем лучше), а ключевое слово, которое вписывает учащийся, должно завершать фразу. Предполагается, что учащиеся должны давать короткие и четкие формулировки на представленные утверждения. Об этом сказано предварительно в инструкции перед выполнением теста. Для ответов в бланке отводится столько места, сколько для этого необходимо. Например:
Дополните пожалуйста формулировку:
Резонансный режим в цепи с последовательным соединением катушки индуктивности и конденсатора носит название .
3) Задания в вербальной форме, в которых учащиеся дают один из предложенных вариантов ответов, либо дают свой вариант ответа, либо проводят анализ, предложенной в задании схемы. Например:
Укажите число уравнений по I
закону Кирхгофа
_
Этапы проведения нашего исследования и совместную деятельность учащихся и преподавателя, можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1 – «Ход нашего исследования и совместная деятельность учащихся и преподавателя»
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1 часть Организационный момент (3 мин): приветствие учащихся перекличка объявление цели и хода урока |
Учащиеся приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих. Задают вопросы. |
2 часть Введение (5 мин /7 мин): Преподаватель проводит вводный инструктаж: а) объявляются “правила” проведения занятия: можно ли пользоваться тетрадями, учебниками и т.д.; б) раздает тестовые задания. Отвечает на возможные вопросы. |
Если у учащихся появились вопросы, неясности – они могут обратиться к преподавателю, подготавливаются к выполнению заданий. |
Продолжение таблицы 1
Выполнение заданий (75 мин): Преподаватель фиксирует начало выполнения заданий, контролирует самостоятельность выполнения заданий, при необходимости консультирует. |
Учащиеся приступают к выполнению заданий. |
Заключительная часть (3 мин /5 мин) Преподаватель фиксирует выполнение практических заданий, собирает тестовые задания. Итоговая часть (переносится на следующее занятие): Подводятся итоги тестирования, объявляются оценки. Преподавателем проводятся дополнительные индивидуальные консультации с учащимися не прошедшими контроль. |
Все учащиеся заканчивают работу, сдают задания. Выслушивают преподавателя, определяют разделы, по которым необходимо получение консультации. |