Организация и проведение исследования
Основное отличие теста от традиционных методов контроля состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя, чем оценка, полученная устный или письменный опрос, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении преподавателя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному учащемуся. Главная отличительная черта теста – объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.
Проводимое нами исследование состояло из четырех этапов, которые состояли в следующем:
Первый этап (Предварительный)
На первом этапе была проведена педагогическая беседа с учащимися группы А–19 в количестве 20 человек, на которой были рассмотрены психологическая обстановка в группе, проблема лидерства и были заданы вопросы, для того чтобы определить, какой вид контроля предпочли бы учащиеся данной группы.
1. Какая система контроля используется в вашем учебном заведении?
а) устный опрос б) письменный опрос
2. Довольны ли Вы данной системой контроля?
3. Какую систему контроля Вы предпочли бы в вашем учебном заведении?
а) устный опрос б) письменный опрос
в) тестирование г) другой…
Ответы на данные вопросы приведены на рисунках 2, 3, 4 соответственно номеру вопроса.
Рисунок 2 – Результаты, полученные при ответе на первый вопрос
Рисунок 3 – результаты, полученные при ответе на второй вопрос
Рисунок 4 – Результаты, полученные при ответе на третий вопрос
При ответе на первый вопрос «Какая система контроля используется в вашем учебном заведении?», 20 учащихся, что составляет 100% опрошенных, дали ответ – «Устный опрос», так как данная система контроля используется в их учебном заведении.
При ответе на второй вопрос «Довольны ли Вы данной системой контроля?», трое учащихся, что составляет 15% опрошенных, жали ответ – «Да», а 17 учащихся – 85 %, дали отрицательный ответ.
При ответе на третий вопрос «Какую систему контроля Вы предпочли бы в вашем учебном заведении?», были получены следующие результаты:
· один учащийся – 5% опрошенных, дали ответ – «устный опрос»;
· трое учащихся – 15% опрошенных, дали ответ – «письменный опрос»;
· 17 учащихся – 80% опрошенных, дали ответ – «тестирование»
· вариантов ответа «другой…» не прозвучало.
Результаты опроса показали, что большинство учащихся группы остаются недовольными традиционной формой контроля, проводимого в их учебном заведении, в связи с субъективностью оценки.
Это объясняется тем, что, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки уровень требований различных преподавателей совершенно индивидуален. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияют и предыдущий процесс общения с учащимся, и его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определенное внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого и приобретенное им умение ясно излагать свои мысли, а также ряд других факторов, условно называемых «эмоциональной составляющей».
Второй этап (Аппробационное тестирование)
§ На втором этапе было проведено первое апробационное тестирование в группе учащихся (группа А-19). В тест были включены задания, охватывающие несколько разделов курса электротехника. Перед проведением тестирования учащимся было сказано несколько слов об исследовании.
Результаты аппробационного тестирования приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты аппробационного тестирования.
После проведения тестирования учащиеся получили следующие оценки:
Ø 12 учащихся, что составляет (60%) тестируемых, получили неудовлетворительную оценку;
Ø оценку «удовлетворительно» получили 7 учащихся (35% тестируемых);
Ø 1 учащийся получил оценку «хорошо»;
Ø оценок «отлично» не было.
Исходя из большого количества неудовлетворительных оценок, следует сделать вывод о том, что при составлении проверочных тестов нами были допущены следующие недочеты:
§ Тестирование проводилось во время классного часа, на котором учащиеся решали с преподавателем организационные вопросы;