Реализация «спортивного метода» в практике преподавания на примере спортивного ориентирования
В качестве основного вида физкультурно-спортивной деятельностипри проведении педагогического эксперимента нами было выбрано спортивное ориентирование
.
Вопрос о возможности применения спортивного ориентирования для развития умственных способностей подростков и молодёжи поднимался многими исследователями в России и за рубежом [11, 17-19 и др.]. В частности, А.Л. Моисеенков и соавторы [17, 18] отмечают, что упражнения из арсенала спортивного ориентирования положительно влияют на такие свойства внимания, как «концентрация», «распределение», «переключение», а также оказывают существенный тренирующий эффект в отношении «оперативной памяти» у обучающихся. Кроме этого, у молодёжи, занимающейся спортивным ориентированием, гораздо лучше реализуются механизмы «пространственных представлений», что отражает степень «образности» мышления. Всё это, безусловно, сказывается на возможностях оперировать сложными формулами, различными математическими соотношениями – время вспоминания и воспроизведения информации уменьшается в несколько раз.
* * *
Суть проведённых со студентами втуза (на базе ДЮСШ № 3 г. Тамбова и Тамбовского ГТУ, 2000-2002 гг.) занятий (то есть спортивно-педагогического эксперимента) заключалась в следующем: студенты принимали участие в импровизированных соревнованиях по спортивному ориентированию, но на пунктах отметки (КП) они должны были не просто сделать отметку в карточке участника, но и решить простейшую физическую задачу
(см. Приложение), после чего численный ответ записывался в ту же карточку против соответствующего номера КП (условия задач не были известны участникам соревнований заранее – они ознакамливались с ними, лишь прибежав к КП, где находились и карандаши для записи ответа). Общий результат участников забегов определялся, исходя из времени прохождения дистанции с правильной отметкой всех КП в карточке участника, а также исходя из количества верных ответов на задачи, размещённые на контрольных пунктах. За каждый неправильный ответ на задачу каждому участнику начислялось ко времени прохождения дистанции дополнительно 10 штрафных минут. Таким образом, студенты применяли свои знания в области физико-технических дисциплин в условиях гипоксического состояния организма (типичное условие стресса) – когда основная масса крови, насыщенной кислородом, приливала к скелетным мышцам, к печени, к сердцу, к лёгким, а не к головному мозгу. Скажем заранее, что контрольные проверки, проведённые в дальнейшем, подтвердили чрезвычайную эффективность данного метода, а именно: в спокойных условиях после эксперимента решение физико-технических задач стало проходить несравненно быстрее, чем до него, что объясняется механизмом суперкомпенсации энергетических ресурсов (образование дополнительных запасов гликогена в тканях организма и эффективное использование его головным мозгом).
В связи с особенностями ряда показателей индивидуального морфофункционального развития, студенты, принимавшие участие в исследовании, делились на 2 возрастные группы: 17-19 лет – 45 человек (I-ый и II-ой курсы); 20-23 года – 45 человек (III-ий, IV-ый, V-ый курсы). Все испытуемые (в каждой возрастной группе) делились на экспериментальную и контрольную группы.
По истечении шести месяцев педагогического эксперимента контрольным и экспериментальным группам было предложено протестировать уровень своих знаний в области гидро- и термодинамических процессов
, в частности, было предложено за максимально короткий промежуток времени воспроизвести по памяти и записать в учётную карточку продемонстрированные несколькими минутами ранее различные критериальные уравнения
. Результаты тестирования представлены в таблице 1, где приведены усреднённые данные для групп по двум оцениваемым параметрам: среднегрупповое время воспроизведения критериев подобия на бумаге, среднегрупповой показатель ошибочности воспроизведения критериев (этот показатель оценивался по специальной, разработанной нами пятибалльной шкале).
Таблица 1
Результаты тестирования (по показателям воспроизводимости критериальных уравнений) мыслительных процессов студентов втуза после применения в ходе учебной деятельности средств спортивного ориентирования
Показатели Группы |
Среднегрупповое время воспроизведения критериев подобия |
Среднегрупповой показатель ошибочности воспроизведения критериев подобия | |
I-ая возрастная группа |
Экспериментальная группа | 24 секунды | «4» |
Контрольная группа | 34 секунды | «3» | |
II-ая возрастная группа |
Экспериментальная группа | 22 секунды | «5» |
Контрольная группа | 33 секунды | «3» |