Реализация «спортивного метода» в практике преподавания на примере спортивного ориентирования
Как видно из приведённой выше таблицы, время вспоминания и воспроизведения критериальных уравнений у контрольных и экспериментальных групп существенно различается, что является следствием благотворного влияния занятий спортивным ориентированием на процесс мыслительной деятельности студентов. Таким образом, мы можем констатировать, что подтверждаемое опытным путём улучшение показателей психического развития студентов (концентрации, переключения и распределения внимания; пространственных представлений, характеризуемых временными показателями; оперативной памяти) даёт основания рекомендовать «акцентированное» использование специальных упражнений спортивного ориентирования в учебном процессе во втузе в целях совершенствования механизмов, лежащих в основе проявления перечисленных психических качеств у обучающихся в технических вузах.
Стоит отметить, что при сравнительном анализе индивидуальных изменений в показателях умственной работоспособности (в течение и после физической нагрузки) установлено, что у студентов обеих возрастных групп они имели разнонаправленный характер, то есть находились в прямой зависимости от продолжительности мышечной деятельности. Умственную работоспособность стимулировал также и «эмоциональный подъём», который в нашем педагогическом эксперименте вызывала «работа» со спортивной картой. Известно, что эмоции возбуждают лимбическую систему головного мозга, подбугровую область и гипофиз, что стимулирует вегетативные функции. Подбугровые образования, будучи связанными с ретикулярной формацией, взаимодействуют с нею, обеспечивая адаптационно-трофическое влияние на высшие отделы больших полушарий головного мозга [4]. В общем случае можно сказать, что в результате напряжённой мышечной деятельности у студентов существенно изменялась нейродинамика, что в конечном итоге отражалось на их способности решать конкретные физические и инженерные задачи.
В нашем педагогическом эксперименте карточки участников (для каждого забега на дистанцию в заданном направлении) не очень сильно отличались от карточек традиционного вида, применяемых в спортивном ориентировании. Нами были внесены лишь незначительные дополнения и изменения, исходя из преследуемых педагогических целей и задач (рис. 1). Так, легенда с условными обозначениями сразу же вклеивалась в отведённое место на карточке (или непосредственно в спорткарту). В каждой клеточке карточки участника в левом верхнем углу студенты перед забегом проставляли номер КП, а численные ответы на предлагаемые задачи вписывались в центральную часть клеточек – в то же место, где должна находиться отметка компостера контрольного пункта (КП).
Место для вклейки легенды |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера | |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера | ||
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера |
№ КП | Ответ на задачу; отметка компостера | ||
Штрафные Очки |
Ф.И.О. участника: | ||||||||
Время старта: |
Время финиша: | ||||||||