Реализация «спортивного метода» в практике преподавания на примере спортивного ориентирования
Рис. 1. Карточка участника забега (на дистанцию по спортивному ориентированию),
принявшего участие в педагогическом эксперименте
В качестве инновации нами были использованы карточки (с задачами для решения) различных цветов, что было вызвано желанием проверить в моделируемых условиях известную в науке гипотезу о влиянии того или иного цвета на психо-эмоциональное состояние человека. Следуя этой гипотезе, можно утверждать, что одни цвета (чёрный, красный, синий и др.) угнетают нервную систему человека, а другие повышают функциональную работоспособность организма (жёлтый, голубой, зелёный и др.). В зависимости от цвета карточек с заданиями менялось количество верных ответов участников педагогического эксперимента: на зелёной бумаге их было на 21 % больше, чем на обычной белой бумаге, а на красной – на 18 % меньше. Эти экспериментальные результаты вполне согласуются с данными, приведёнными в спортивной литературе [9].
При составлении карточек с заданиями (которые размещались непосредственно на КП) нами использовались преимущественно короткие качественные физические и технические задачи из области гидро- и термодинамики (см. Приложение). Расчётные схемы для этих задач достаточно просты и понятны – для их решения не нужно выполнять сложные математические преобразования и вычисления, но необходимо ясно и чётко представлять их физический смысл. Главным требованием к используемым задачам было то, чтобы решение каждой из них отражало практическое применение теоретического материала по «узкой» теме, предусмотренной учебной программой (в нашем случае этой темой был раздел, касающийся термодинамических и гидродинамических явлений). Учитывая опыт педагогов-предшественников [23], мы применяли в карточках лишь те мини-задачи, которые удовлетворяли следующим условиям:
– краткость и простота вычислительно-математического аппарата;
– теснейшая связь с явлениями гидро- и термодинамики;
– одинаковые требования по оформлению;
– одинаковая трудоёмкость задач;
– ответы на задачи могут быть представлены в виде натуральных, рациональных чисел (десятичные дроби с множеством знаков после запятой округляются до сотых);
– буквенные обозначения физических величин в задачах соответствуют тем, что приняты в инженерных расчётах для процессов термо- и гидродинамики;
– численные значения физических величин, используемых в задачах, приводятся в единицах системы «СИ».
Рассматриваемая в данной работе спортивно-педагогическая методика осуществления учебной деятельности во втузе предусматривает возможность совместного её использования с другими педагогическими методиками и технологиями – как традиционными, так и инновационными.
Результаты наших исследований позволяют в определённой мере судить об изменениях динамики умственной (аналитическо-мыслительной) работоспособности студентов технического вуза после пролонгированной или кратковременной мышечной деятельности (в условиях спортивного ориентирования). Можно констатировать, что в усилении умственной работоспособности (в частности, способности решать качественные физические и инженерные задачи) студентов после физической нагрузки существенное значение имеет увеличение притока проприоцептивных импульсов из двигательного аппарата во время выполнения этой нагрузки [4, 18]. Приток импульсов повышает возбудимость и работоспособность головного мозга как непосредственно, так и по механизму моторно-висцеральных рефлексов, вызывая значительное улучшение вегетативных функций и обеспечивая тем самым качественное улучшение умственной работоспособности.