Начальная школа России.
Российское образование последние 20 лет, до сегодняшних дней продолжает выживать: недостаточное финансирование школ, демографический кризис, различные, ни к чему не приводящие реформы.… Этот список можно продолжить. Все эти проблемы отражаются на нашем поколении, на самое уязвимое звено нашего общество - на детей. Проблемы в школе существую, и они начинаются с начального звена, когда дети садятся за парты. Но есть и положительная сторона – это возможность научить, воспитать, направить детей по правильному пути, чем и занимаются учителя начальных классов.
Образование, данное в педагогических вузах России остается, что радует, на хорошем уровне; нельзя сказать, что на отличном, потому что, как было сказано, в образовании есть проблемы, и проблемы серьезные. Но вопреки всему высшее образование продолжает воспитывать грамотных специалистов.
Показатели 1998г. Говорят, что количество обучающихся в 16245 начальных школах 490.3 тыс. детей [66, 63]. Конечно, за 8 лет эти показатели изменились не в лучшую сторону. Много школ закрылось, передали в частные руки под торговые центры, или для других нужд.
Жизнь в школе регулируется образовательным правом, документами. Документы могут быть как мирового значения, так и государственного. В России главным законом, регулирующим деятельность образовательных учреждений является Закон Р.Ф. «Об образовании». В нем изложены все требования к образовательным документам, все принципы образования заложены в нем. Исходя из этих принципов, учителя начальных классов ведут свою учебную деятельность.
Начальная школа это особая атмосфера, особый климат, дети в период обучения в начальной школе подвергаются большим потрясениям. Возраст детей такой, что отметка, поставленная учителем, отрицательная отметка (1, 2, грубые замечания в тетради, дневнике) может ранить ребенка. О чем говорить, если отметка может задеть ребенка, тогда слово сказанное учителем может нанести душевную и психическую травму, поэтому учитель начальных классов должен не просто учить, он должен быть психологом, хорошем воспитателем.
Начальная школа — это этап перестройки всей логики психологического развития, с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с обретением первой социально значимой роли — статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом.
В этот период происходит перестройка жизни ребенка. А, А. Люблинская выделяет следующие особенности, характерные для данного возрастного периода:
— дети, став школьниками, после окончания занятий бывают, как правило, предоставлены сами себе;
— меняется содержание жизни детей;
— изменяются отношения со сверстниками;
— совершенно по-иному складываются отношения первоклассников с педагогом;
— изменяются сами дети.
Младший школьник, по очень меткому определению И. А. Зимней, — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. Важным условием эффективности этой деятельности является его готовность к школьному обучению.
Исходя из психологических и дидактических принципов которые должны учитываться на начальном звене в России, педагоги-психологи разработал три образовательные модели: «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 . -2100 .», «Гармония».
На сегодняшний день функционируют три государственные системы начального образования:
• традиционная обновленная,
• система Л.В. Занкова,
• система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Система Л.В. Занкова
Основная направленность системы - оптимальное общее развитие младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается благодаря использованию новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методики: открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.
Система Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Основное в концепции системы - то положение, что ученик рассматривается как субъект учения, как обучающий себя. В результате чего ученик должен стать личностью, заинтересованной в самоизменении, готовой к нему. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивна и ориентирована на исследовательскую деятельность учащихся.