Начальная школа России.
Образовательная модель «Начальная школа XXI века» (научный руководитель , Н.Ф. Виноградова). Учебные комплекты модели реализуют концепцию «Начальная школа XXI века», которая отражает наиболее передовые педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Модель направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников, ориентирована на познавательную поисковую деятельность учащихся и обеспечивает дифференцированный подход на основе разработанной авторским коллективом педагогической диагностики.
Образовательная модель «Школа 2000 . - Школа 2100». Главная особенность модели - решение проблемы преемственности ступеней образования (от дошкольной до выхода в вуз), и реализация методики развивающего обучения - идея «педагогики здравого смысла».
Образовательная модель «Гармония» (научный руководитель Н.Б. Истомина). Модель создана объединением авторов во главе с Н.Б. Истоминой, разделяющих общую образовательную цель: развитие личности ребенка.
Образовательная модель «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова). Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции советской начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями развивающего характера.
Нормативный срок получения начального общего образования не должен превышать четырех лет Продолжительность учебного года должна составлять не менее 34 недель. Годовой календарный - учебный график разрабатывается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.
Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон культуры личности — познавательной, коммуникативной, экологической, эстетической, физической культуры и нравственности. На этом возрастном этапе в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: «Окружающий мир» и «Математика». Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.
Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры, изучение литературы и искусства — на развитие нравственных и эстетических начал личности.
Факультативы обычно формируются в зависимости от типа школы. Например, могут быть введены уроки армянского или корейского языков в русскоязычной школе; уроки азбуки искусств, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства в архитектурной или художественно-промышленной школе; уроки общей экологии в школе природы.
Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
В самом начале было мельком сказано о принципах обучения. Принципы идут от самого начала становления педагогики. Это принципы:
· принцип научности;
· принцип систематичности;
· принцип наглядности;
· принцип связи теории с практикой;.
· принцип сознательности;
· принцип соединения индивидуального и коллективного;
· принцип единства конкретного и абстрактного;
· принцип доступности;
· принцип прочности знаний;
· принцип надежности обучения;
· принцип преемственности;
· принцип пропедевтики;
· принцип рационализации учебного процесса;
· принцип личностного подхода;
· принцип педагогического оптимизма;
· принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей и т.д.;
Нет смысла расписывать все принципы, каждому педагогу России должны быть известны эти принципы. Учитель начальных классов строит свою учебную деятельность по этим принципам.
Эти принципы реализуются в методах обучения. На мой взгляд, ведущим методом обучения в начальной школе является наглядный. Возраст детей начальной школы такой, что именно наглядность играет в их жизни важную роль. Их мышление наглядно-образное. Современные технологии позволяют широко владеть, использовать этот метод на своих уроках учителю. Готовясь к уроку, учитель должен обязательно использовать наглядный материал. Но тут встает острый вопрос о наглядном материале. Из-за недостаточного финансирования школ, бедности школы, учителю приходится пользоваться старыми средствами, тогда как например в богатых странах к вопросу об оснащении новыми наглядными средствами подходят боле трепетно. За границей широко используют компьютерные, медиа-технологии. Для нашей школы это дорогое удовольствие. Но в рамках государственной политики, в частности всеобщей компьютеризации в этом делаются шаги. Школы оснащаются компьютерами, создаются компьютерные классы, в которых можно проводить виртуальные опыты, проводить тестирования, путешествовать по странам, не выходя из класса и т.д.