Начальная школа Японии.
Отдельно она коснулась дисциплины. Бондаренко А. посетила урока математики. Большого отличия в преподавании урока от нашего она не нашла, дети также считают столбиком, калькулятором не пользуются, даже из под парты, тайком, отмечает их законопорядошность. Но очень удивила обстановка на самом уроке в плане дисциплины: «Дети на уроке ведут себя очень раскованно: говорят довольно громко, вскакивают со своего места, даже ходят по классу, поднимают высоко руку, но не ждут разрешения ответить, а тут же выпаливают ответ. Что это: результат видной невооруженным глазом «излишней» доброты учителя или традиция начальной школы? Второе -убеждаюсь я после посещения других школ, после разговора с родителями детей. Но эта раскованность поведения возможна только в начальной школе Японии. В средней школе на уроке муха пролетит - всем будет слышно».
Урок родного языка Бондаренко А. описывает очень интересно ей подмечены большие отличия от нашей школы. Во-первых это 100 бальная система оценивания и повсеместное тестирование. Урок она описывает так: «Начинается он с того, что мы называем словарным диктантом. За короткое время (не больше 3-5 мин) нужно успеть написать несколько иероглифов: в каждый пустой квадратик вписывается заданный иероглиф. Справа записывается это же слово или только его часть на хирагана — так называется специальная азбука японского языка. Очень легкая, как считают сами японцы. А есть еще катакана из такого же количества знаков (около 50). И, конечно, сами кандзи, т.е. что мы, русские, и считаем собственно иероглифами. Дети старательно пишут, у каждого свое задание. Сданная учеником работа обязательно будет проверена в этот же день».
Урок родного языка также практически не отличается от нашего, за исключением широко используемого поискового метода, с привитием самостоятельности в поиске ответов: «Дети читают текст и все вместе пытаются понять его содержание. В конце урока учитель спросил у детей, кто ничего не понял из этого текста, и я увидела несколько смело поднятых рук. Как работали с так называемыми трудными словами? Конечно, их в тексте было немало, но солировал не учитель, а дети. Учитель словно бы ушел в тень, даже на самом деле отошел в конец классной комнаты. Дети спрашивали друг друга, какое слово или выражение непонятно, и сами старались объяснить их». Очень интересная методика преподавания, но действует ли она, мне кажется что да. Японцы считаются одной из самых образованных наций, и в этом большая заслуга именно начальной школы, школы с такими методами.
В японской начальной школе нет домашних заданий. И что самое странное для нашего учителя, их учитель никогда не будет заниматься со слабым ребенком после уроков. Если тестирование дает плохие результаты, то это забота в первую очередь, самого ребенка, соответственно, пока он учится в начальной школе, - его родителей. В Японии очень популярны частные школы, занимающиеся репетиторством. Практически все желающие после школы попасть в университет обязательно посещают их. Естественно, это платные школы. Все чаще и чаще, как замечено Бондаренко А.: «…учениками таких школ становятся не только старшеклассники, но и ученики начальных классов. После занятий в своей школе ребенок идет в частную, система преподавания которой практически не отличается от обычной, может, только в классе сидит чуть поменьше учеников: не 40, а 25, к примеру. Единственная задача частной школы - подтянуть ребенка до требуемого уровня». Семья несет главную ответственность за качество знаний своего ребенка.
Третий урок, который посетила педагог, по-нашему можно назвать уроком природоведения. Но на этом уроке большой упор скорее делается на ознакомление с самим собой, своего тела, организма, здоровья. Широко на уроке используются медицинские инструменты, например термометр, с помощью него дети сами измеряют себе температуру, выполняют соответствующие задания, которые доказывают что частота пульса зависит от выполняемой нагрузки. Этот урок она описывает так: «Учитель пристально следит за детьми, что бы случайно не разбили чего-нибудь, а если разбили строго не наказывает. Ученики строго выполняют, даваемые учителем указания по проведению опыта. Полученные результаты сравниваются по рядам и вносятся в таблицу на доске. Результаты учителем не оспариваются, а безропотно записываются в таблицу. «Во-первых, это самостоятельно полученные ребенком результаты и ему надо доверять. Во-вторых, ребенок имеет право на собственное мнение и, конечно, на ошибку». Вот и здесь мы нашли принципы свободного воспитания, которые нашли отражения в нашей педагогике.
О проблеме ошибок нужно говорить отдельно. Японцы боятся ошибок. Любых. Сделать ошибку - плохо. Бондаренко А. по этому поводу замечает: «Мне даже кажется иногда, что у японцев этот страх сделать ошибку -в крови, т.е. передается на генетическом уровне, а не в процессе обучения и воспитания. А впрочем, страх ли это? Стыдно - вот какое слово точнее». Для того, что бы исправить свои ошибки на парте у каждого ученика лежит карандаш и резинка.