Начальная школа Японии.

Отдельно она коснулась дисциплины. Бондаренко А. посетила урока математики. Большого отличия в преподавании урока от нашего она не нашла, дети также считают столбиком, калькулятором не пользуются, даже из под парты, тайком, отмечает их законопорядошность. Но очень удивила обстановка на самом уроке в плане дисциплины: «Дети на уроке ведут себя очень раскованно: говорят до­вольно громко, вскакивают со своего места, да­же ходят по классу, поднимают высоко руку, но не ждут разрешения ответить, а тут же выпали­вают ответ. Что это: результат видной невоору­женным глазом «излишней» доброты учителя или традиция начальной школы? Второе -убеждаюсь я после посещения других школ, после разговора с родителями детей. Но эта раскованность поведения возможна только в начальной школе Японии. В средней школе на уроке муха пролетит - всем будет слышно».

Урок родного языка Бондаренко А. описывает очень интересно ей подмечены большие отличия от нашей школы. Во-первых это 100 бальная система оценивания и повсеместное тестирование. Урок она описывает так: «На­чинается он с того, что мы называем словарным диктантом. За короткое время (не больше 3-5 мин) нужно успеть написать несколько иерог­лифов: в каждый пустой квадратик вписывает­ся заданный иероглиф. Справа записывается это же слово или только его часть на хирагана — так называется специальная азбука японского языка. Очень легкая, как считают сами японцы. А есть еще катакана из такого же количества знаков (около 50). И, конечно, сами кандзи, т.е. что мы, русские, и считаем собственно иерог­лифами. Дети старательно пишут, у каждого свое задание. Сданная учеником работа обязательно бу­дет проверена в этот же день».

Урок родного языка также практически не отличается от нашего, за исключением широко используемого поискового метода, с привитием самостоятельности в поиске ответов: «Дети читают текст и все вместе пытаются понять его содержание. В конце урока учи­тель спросил у детей, кто ничего не понял из этого текста, и я увидела несколько смело под­нятых рук. Как работали с так называемыми трудными словами? Конечно, их в тексте было немало, но солировал не учи­тель, а дети. Учитель словно бы ушел в тень, даже на самом деле отошел в конец классной комнаты. Дети спрашивали друг друга, какое слово или выражение непонятно, и сами стара­лись объяснить их». Очень интересная методика преподавания, но действует ли она, мне кажется что да. Японцы считаются одной из самых образованных наций, и в этом большая заслуга именно начальной школы, школы с такими методами.

В японской на­чальной школе нет домашних заданий. И что самое странное для нашего учителя, их учитель никогда не будет заниматься со сла­бым ребенком после уроков. Если тестирование дает плохие результаты, то это забота в первую очередь, самого ребенка, со­ответственно, пока он учится в начальной шко­ле, - его родителей. В Японии очень популяр­ны частные школы, занимающиеся репетиторством. Практически все желающие после школы попасть в университет обязатель­но посещают их. Естественно, это платные школы. Все чаще и чаще, как замечено Бондаренко А.: «…уче­никами таких школ становятся не только стар­шеклассники, но и ученики начальных клас­сов. После занятий в своей школе ребенок идет в частную, система преподавания которой практически не отличается от обычной, может, только в классе сидит чуть поменьше учени­ков: не 40, а 25, к примеру. Единственная задача частной школы - подтя­нуть ребенка до требуемого уровня». Семья несет главную ответственность за качество знаний своего ребенка.

Третий урок, который посетила педагог, по-нашему можно назвать уроком природоведения. Но на этом уроке большой упор скорее делается на ознакомление с самим собой, своего тела, организма, здоровья. Широко на уроке используются медицинские инструменты, например термометр, с помощью него дети сами измеряют себе температуру, выполняют соответствующие задания, которые доказывают что частота пульса зависит от выполняемой нагрузки. Этот урок она описывает так: «Учитель пристально следит за детьми, что бы случайно не разбили чего-нибудь, а если разбили строго не наказывает. Ученики строго выполняют, даваемые учителем указания по проведению опыта. Полученные результаты сравниваются по рядам и вносятся в таблицу на доске. Результа­ты учителем не оспариваются, а безропотно за­писываются в таблицу. «Во-первых, это само­стоятельно полученные ребенком результаты и ему надо доверять. Во-вторых, ребенок имеет право на собственное мнение и, конечно, на ошибку». Вот и здесь мы нашли принципы свободного воспитания, которые нашли отражения в нашей педагогике.

О проблеме ошибок нужно говорить от­дельно. Японцы боятся ошибок. Любых. Сде­лать ошибку - плохо. Бондаренко А. по этому поводу замечает: «Мне даже кажется ино­гда, что у японцев этот страх сделать ошибку -в крови, т.е. передается на генетическом уров­не, а не в процессе обучения и воспитания. А впрочем, страх ли это? Стыдно - вот какое слово точнее». Для того, что бы исправить свои ошибки на парте у каждого ученика лежит карандаш и резинка.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>