Начальная школа Японии.
Итак, проблема ошибок в японской системе образования есть. Как, впрочем, в любой другой стране. Только подход к ошибкам в начальной школе и в последующих звеньях системы разный. В начальных классах еще не с такой силой действует стимул поступления в престижную среднюю или высшую среднюю школу, а тем более в университет, требующий исключительно высоких результатов. Поэтому ученики начальных классов еще не стесняются делать ошибки, высказывать свои собственные суждения, спорить, отстаивая свою точку зрения, которую другие признают ошибочной.
В начальной школе еще многое можно. Жесткое нельзя появится чуть позже. Бондаренко А. приводит типичный для Японии пример из школьной жизни: «Во время уроков дети буквально, а не по книгам знакомятся с тем миром, который окружает их школу. Они ходят на предприятия, в организации, фирмы, магазины, детские сады, которые находятся в районе школы. Кто предлагает место такой учебной экскурсии? Нет, не учитель, а сами дети. Дети же и придумывают план прогулки, ее маршрут. Затем все вместе чертят карту. Точка «А» - это школа, от которой начинается путешествие, точка «В» — конечный пункт маршрута. По улице идут с блокнотом и карандашом: придирчиво сверяют маршрут, вносят коррективы. Если по ходу экскурсии нужно воспользоваться транспортом, то опять-таки дети сами решают, на чем поехать: на метро или на автобусе. Конечно, метро, как и везде, самый удобный вид транспорта в Японии. Но если дети выбрали автобус, то все поедут на автобусе. И учитель не возражает, даже если это выбор с его точки зрения явно неудачный. Он принимает предложение детей, но ставит единственное условие: на всем протяжении поездки ответственность несут сами дети». Очень интересные уроки в Японской школе – это показывает экскурсия. Риск есть в таких экскурсиях, в оживленном японском городе может случиться всякое, но японцы не боятся, не боятся, потому что в стране есть порядок, и это не новая выдумка, так в Японии обучались, и будут обучаться. Чтобы подобные экскурсии проводить у нас в стране, надо многое менять. Это очень сложный и долгий вопрос. Но такие экскурсии нашей школе не помешают.
В Японии также есть открыты уроки. Два раза в год в воскресенье школа дает специальные уроки для посетителей. Бондаренко А. так описывает открытый урок: «Этот день в школе называется - санканби. Сатан переводится «осмотр, наблюдение», а би (по другому хи) - это «день». Получается нечто вроде родительского дня в доперестроечном пионерском лагере или популярного в наших вузах, а в последнее время и в школах, Дня открытых дверей. Проводится такой день по воскресеньям, т.к. выходной. Родители могут посещать любые, какие им понравятся или которые вызвали у них вопросы уроки. После уроков можно и поговорить с учителем о своем сыне или о своей дочери. День для посетителей - очень напряженный день, к нему долго готовятся, о нем объявляют заранее. Следующий день, понедельник, будет в школе выходным».
Рассмотренная статья очень наглядно описывает жизнь младшего школьника Японии, показывает некоторые применяемые принципы в обучении, как ведется преподавание и многое другое. Но эта статья не углубляется очень детально в начальное образование, только то, что увидела педагог и зафиксировала попало в эту статью. Но самые, на мой взгляд, необходимые для анализа и сравнения стороны начальной школы, она затрагивает.