Связь заголовка с текстом.
Заголовок текста имеет двойственную природу.
С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая “над” ним и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определенную самостоятельность. С другой стороны заголовок – полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другим компонентом целостного произведения. Заголовок составляет единую систему с текстом “заголовок - текст”. Поэтому чаще всего работа с заголовком ведется на уроках развития речи.
В смысловом отношении заголовок все же нельзя рассматривать как что-то отдельное от текста. Заголовок подготавливает к пониманию текста, с другой стороны, заголовок может становиться понятным только после прочтения текста.
§1. Первая классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов текста. По этому признаку выделяют однонаправленные и комплексные заглавия.
Однонаправленные
заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: - с темой, - с фактом, - с героем публикации, - с цитатой или известным выражением, - с аналитической оценкой ситуации, - с идеей материала, - с второстепенными элементами текста.
Большее количество заголовков выражает тему
текста. Например, заголовок “Уроды Чернобыля”
(28 апреля 2001г.) полностью отражает тему статьи, где речь идет о Чернобыле и страшных последствиях аварии 26 апреля 1986г. на чернобыльской АЭС. Статья рассказывает о страшнейшей коллекции профессора Вячеслава Коновалова. Профессор Киевского института добывает в районах, пораженных радиацией в мертвецких и выгребных ямах уродов животных и человеческих, отсюда и название.
«Пять мужей Дорониной»
(6 декабря 2002 года).
Заметка о пяти браках актрисы Татьяны Дорониной.
«Мальчик-полтергейст»
(12 декабря 2002 года).
Заметка рассказывает об уникальных возможностях маленького мальчика, проживающего в Ярославской области.
«Восемь правил здорового загара»
(6 июня 2003 года).
Заголовок полностью отражает тему статьи, в которой рассказывается о том, как правильно загорать.
Некоторые заголовки отражают отдельный факт.
Часто статьи кричат о фактах, еще не свершившихся.
Чаще всего это заглавия заметок политических.
“Мир узнает нового президента США”
(17 ноября 2000г.).
Заметка о выборах президента США.
“Тамаре Рохлиной дали 8 лет”
(этот же номер).
“На Украине сняли премьера”
и т.д.
Факт, порой не слишком важный, отражают заглавия светской хроники.
“Современнику исполнилось 45 лет”
Заметка о праздновании 45-летнего дня рождения театра Современник.
“Золотой семье – золотая свадьба”
(16 марта 2001г.).
Заметка о золотой свадьбе чемпионов мира по спортивной гимнастике – Муратовых.
“Энергетики пропили 30 км проводов”.
Факт.
«Поиски в Кармадоне будут до конца недели завершены»
(6 декабря 2002 года).
Заметка о пропавшей в Кармадонском ущелье съемочной группе Сергея Бодрова.
«Осквернены мощи С. Саровского»
(6 декабря 2002 года).
Заметка об осквернении мощей преподобного Серафима Саровского.
«Поезда подорожают с 15-го января»
(12 декабря 2002 года).
Заметка о повышении цен на пассажирские перевозки на Российских железных дорогах.
«Секрет китайского фарфора разгадали в Челябинске»
(24 января 2003 года).
Заметка о русских специалистах, разгадавших секрет изготовления китайского фарфора.
«В Ватикане издадут толковый словари о сексе»