Система эвристических методов и приемов на уроках математики.
Формы и методы эвристического обучения направлены на развитие эвристических качеств личности учащихся и имеют в своей основе соответствующие типы заданий. Наиболее полно они описаны у Хуторского А.В.[22] Ниже приведены примеры заданий и приемов, применение которых обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся.
Задания когнитивного типа:
- решить реальную проблему, которая существует в науке: доказать математическую закономерность, лемму, теорему; объяснить графическую форму цифр их взаимосвязь и последовательность;
- исследование объекта (число, уравнение, задача); установить его происхождение, смысл. Строение, признаки, функции, связи. Применение разных научных подходов к исследованию одного итого же объекта;
- проведение математического опыта, эксперимента;
- исследование исторических фактов (например, создание десятеричной системы счисления);
- вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков, к примеру, чисел, форм.
Задания креативного типа:
- предложить ученикам иными способами выполнить задачу или придумать обозначение числа, понятия; дать определение изучаемому объекту, явлению; сформулировать математическую закономерность и т.д.
- сочинить задачу или математическое задание в занимательной, игровой форме, (математическую сказку, математический кроссворд, викторину, составить сборник своих задач);
- изготовить модель, математическую фигуру или другую математическую поделку;
- провести урок в роли учителя. Разработать учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач.
Задания оргдеятельностного типа:
- разработать цели собственных занятий по математике на день, на четверть, на год; разработать план домашней, классной или творческой работы по математике;
- составить и провести викторину или урок по математике для младших классов.
Для определения основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. проанализировал основные виды эвристической образовательной деятельности: [29;195-210].
Когнитивные |
Креативные |
Оргдеятельностные | |
Методы наук |
Интуитивные методы |
Методы учеников |
1 |
Методы учебных предметов |
Алгоритмические методы |
Методы учителя |
2 |
Метапредметные методы |
Эвристики |
Административные методы |
3 |
К когнитивным методам
относятся:
1) методы наук: методы исследований, методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации, метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения (его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений), метод эвристического исследования;