Система эвристических методов и приемов на уроках математики.

2) методы учебных предметов: методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учащихся с культурно-историческими аналогами, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования;

3) метапредметные методы: метод познавательного видения смысла объекта, метод ошибок, метод конструирования теорий.

Рассмотрим некоторые из них.

Метод вживания: посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, можно предложить ученику представить себя геометрической фигурой, например, приведем пример описания учащегося 11 класса о его «вживании» в понятие «Я - сфера»: «Я нахожусь в пространстве, я круглая, как апельсин. Если меня разрезать, получится 2 похожие «половинки». С какой бы стороны и под каким бы углом это не сделали, все равно мое сечение будет окружность…» Такие упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с многообразных точек зрения.

Метод эвристического исследования: выбирается объект исследования и предлагается учащимся исследовать его по следующему плану: цели исследования, план работы – факты об объекте – опыты – рисунки опытов – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов – гипотезы – выводы. Например, так можно исследовать геометрические фигуры, цифры, математические обозначения.

Метод исследования и ошибок: (11 класс, геометрия, «Комбинация геометрических тел») Примеры вопросов: (прежде чем ответить, объект исследуется). Вопрос 1. Найдите ошибочное предложение.

Пирамида называется вписанной в конус, если

▪ их высоты совпадают, а боковые рёбра пирамиды лежат на боковой поверхности конуса.

▪ их вершины совпадают, и основание пирамиды – многоугольник, вписанный в окружность основания конуса.

▪ каждое боковое ребро пирамиды лежит на боковой поверхности конуса.

Вопрос 2. Найдите верное предложение.

Конус называется вписанным в пирамиду, если

▪ окружность его основания вписана в многоугольник, который является основанием пирамиды

▪ их высоты совпадают, а окружность основания конуса вписана в многоугольник, который является основанием пирамиды.

▪ их вершины совпадают

Вопрос 3. Укажите ошибочное утверждение.

▪ Около всякого цилиндра можно описать сферу

▪ Около всякого конуса можно описать сферу

▪ Во всякий цилиндра можно вписать сферу

▪ Во всякий конус можно вписать сферу

Креативные методы

:

1) интуитивные методы: метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей),

2) алгоритмические методы: метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений);

3) эвристики.

Метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что будет, если в мире что-то изменится. Например, что будет если все объемные геометрические фигуры станут плоскими.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Например, одну сторону в параллелограмме заменить на полуось и описать свойства новой фигуры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>