Художественный текст как единица обучения чтению.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика
Говоря о восприятии художественного текста, мы имеем ввиду осознание произведения, различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа. Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.
Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного компаса при определении возможностей ученика и результативности той или иной организации процесса обучения литературе. Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником прочитанного :
Выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном.
Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используются анкеты, устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с учащимися в качестве учебных заданий.
Домашние задания опережающего характера.
Систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.
Столь актуальная в настоящее время проблема восприятия литературы читателем-учеником волновала исследователей давно.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах. Один из аспектов - взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа - является очень важным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов. Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей. Как говорила Богданова: «В процессе художественного восприятия дети познают то существенное, что заключено в творении художника. Расширяя сферу духовной жизни чтения, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского». Для учащихся-азербайджанцев первичное восприятие художественного текста является сложным процессом. Первая необходимая ступень в этом процессе - живое глубокое восприятие произведения, развитие способности художественного восприятия с помощью творческого чтения.
В практике нередки случаи, когда сложный и емкий процесс изучения литературно-художественных произведений подменяется штудированием соответствующих страниц учебникая, несущего готовый для заучивания материал. Что касается самого произведения, то оно не только не подвергается текстуальному анализу, но и вовсе не прочитывается школьниками – о содержании его они узнают из статей учебника.Последствия такого «изучения» литературы общеизвестны.
Нет и не может быть изучения произведения без знакомства с ним, а это знакомство осуществляется с помощью чтения.