Художественный текст как единица обучения чтению.
его последующего углубления.
Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся V-VII классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики VIII-IX классов, когда у многих подростков наступает временная «глухота» к лирической поэзии. В X-XI классах интерес к лирике возвращается, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.
Трудность восприятия драмы связана с отсутствием авторской речи, особым значением речи персонажей, концентрированностью мыслей и чувств, соотнесенностью драмы с необходимостью сценического воплощения и той иллюзией действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от учащихся.
Произведения эпических жанров — а им отведено больше всего места в программе — также представляют определенную трудность для учащихся как средних, так и старших классов.
Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X-XI классов при разборе эпических произведений не улавливают их основные особенности. Таким образом жанр произведения выступает как одно из важнейших средств раскрытия его содержания.
Процесс восприятия художественного текста у разных учащихся в силу их индивидуальных особенностей, уровня подготовленности, читательского опыта и др. происходит различным образом. Преподавателю следует помогать каждому идти собственным путём, не торопя и не задерживая, побуждая учащихся наблюдать за процессом собственного восприятия художественного текста.
Разные учащиеся выделяют неодинаковые значения в качестве основных, важных или представляющих интерес; приписывают тексту разные темы и наделяют его различным содержанием. Всё это происходит из-за существенных различий в знаниях, убеждениях, интересах учащихся. При этом учитель должен направить их мыслительную деятельность в правильное русло: задать им наводящие вопросы, объяснить непонятные фрагменты. Этой работой педагог приводит учащихся к единому общему и правильному восприятию художественного текста.