Художественный текст как единица обучения чтению.
Основная задача чтения на русском языке в азербайджанской школе – воспитание культуры чтения на втором языке. Это и создание первоначального представления об искусстве слова, и формирование навыков полноценного восприятия произведений русской литературы, навыков выразительного чтения произведений различных жанров, и ознакомление с элементами анализа литературного произведения, опора на те навыки и умения, которые в определенной мере уже сложились при изучении родной литературы.
Чтение художественного произведения в классе и дома – это обязательная и главная часть общей работы над ним. Чтение необходимо на всех этапах работы над художественным текстом.
Первичное чтение художественных произведений в специфических условиях преподавания русской литературы в национальной школе осуществляет, как правило, учитель. Чтение, конечно можно поручить и ученикам, но только соответственно их подготовив.
Требования к чтению учителя общеизвестны. Оно должно характеризоваться не только правильной дикцией, соблюдением правил орфоэпии, интонирования фраз, правильными ударениями и соответствующим содержанию читаемого темпом, но и выразительностью.
Первичное чтение, то есть чтение перед текстуальным анализом, проводиться для того, чтобы помочь ученикам войти в фактическое содержание текста, способствовать воссозданию в их воображении изображаемых картин, по возможности «заразить» теми эмоциями, которыми пронизано произведение. Чтение текста – это уже в какой-то степени его анализ, поскольку читающий так или иначе истолковывает читаемое, так или иначе выражает свое отношение к нему. «Чтение – самый тонкий критик художественного произведения» , -писал В.П Острогорский. Следовательно, первичное чтение должно помочь ученикам сориентироваться в том, что им предстоит изучить.
Если и на уроках родной литературы стремятся как можно больше читать в классе, то еще в большей мере это необходимо на уроках русской литературы в азербайджанской школе.Учащиеся азербайджанских школ недостаточно подготовлены к самостоятельному чтению, потому основная нагрузка переносится на урок.
Небольшие произведения – рассказы, стихи – лучше читать в классе целиком. При изучении крупных произведений значительная часть текста также должна быть прочитана в классе. Это требование легче выполнить в тех школах, в которых объемные произведения представлены в учебниках –хрестоматиях в сокращении. Важно также правильно выбрать темп чтения. Очень быстрый темп может помешать пониманию читаемого. Отрицательно влияет на понимание и темп, чрезмерно замедленный : при таком темпе нарушается целостность восприятия текста.
При восприятии текта на слух сравнительно легок для понимания такой способ изложения в художественном произведении, как повествование. Места, представляющие собой повествование, читаются несколько быстрее описаний и особенно рассуждений.
Своеобразие стихотворной речи делает ее восприятие более затрудненным, нежели восприятие прозаической речи.Однако стихи читают быстрее прозы : этого требует их ритмика.
Нередко первичное чтение, то есть чтение до разбора текста, проводится дважды, причем с привлечением учеников.
Необходимость в этом возникает тогда, когда слишком большой языковой барьер делает произведение в целом непонятным. Если же непонимание тех или других слов и оборотов в принципе не влияет на понимание произведения в целом, то второй раз читать текст до разбора нет необходимости,частности будут разъяснены в ходе текстуального анализа произведения.