Художественный текст как единица обучения чтению.
Формирование навыков и умений первичного восприятия художественного текста,по С.Н. Юзбашеву, идет в плане :
1.Умения обобщить факты и на основе фактов сформулировать суждение (тема,основная мысль произведения).
2.Умения установить причинно-следственную зависимость между фактами (наблюдения над развитием сюжета; особенности композиции ). Детальное описание светофор т4 здесь.
3.Умения оценить идейно-художественное содержание произведения в целом (пока на элементарно приемлимом уровне).
Вторичное чтение проводится и дома с целью закрепления содержания, того что прочитано в классе, а также для развития навыков самостоятельного чтения. Удельный вес домашнего чтения будет находится в прямой зависимости от уровня владения учащимися русским языком и навыков самостоятельного чтения.
«Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее — учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства»,- утверждает О.Н.Щербина. Данные многочисленных исследований и наблюдений за деятельностью учащихся позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы не только в зависимости от степени владения русским языком, но и от различного возраста учащихся.
Школьника младшего возраста интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды, его суждения о поступках героев книг бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными. Младшие школьники оказываются захваченными сопереживанием особенно любимым героям.
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V-VII классов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило, в VIII-IX классах.
Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников X-XI классов способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возрасту присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое.
Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы,что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия