Приемы работ по овладению навыками чтения.
Пути усвоения художественного произведения определяются его жанровой спецификой, идейно-художественными особенностями, степенью подготовленности учащихся к его восприятию.
Первостепенное значение в работе над текстом приобретает учет особенностей усвоения художественных произведений в условиях национальнной школы. Здесь изучаются сравнительно небольшие по объему тексты и главы из крупных произведений. Они расчитаны в основном на чтение в классе и сопровождаются разнообразными упражнениями по усвоению их содержания. Однако знакомство с сокращенным вариантом не обеспечивает должного литературного кругозора и цельности восприятия художественного произведения. Поэтому уже в ходе вступительного занятия следует ориентировать учащихся на ознакомление с опущенными разделами изучаемых произведений в порядке самостоятельного внеклассного чтения, а необходимые сведения давать в кратком изложении учителя.
Г. Касумбейли считает, что дифференцированный подход дает возможность разнообразить работу с текстом : одни эпизоды, являющиеся нейтральными, подаются как бы «крупным планом», их читают в классе,анализируют, используют для разнообразных устных и письменных упражнений; с другими учащиеся знакомятся самостоятельно, готовясь кратко изложить их содержание или выполнить какое-либо иное задание; третьи усваиваются в порядке внеклассного чтения на русском языке или в переводе на родной язык.
Каждое произведение требует особой подготовки к усвоению его содержания. Например, известным стимулом к внимательному слушанию являются предлагаемые классу перед чтением задания следующего характера : ответить после прослушивания текста на поставленные вопросы; слушая, готовиться к пересказу; в ходе прослушивания подготовиться к высказыванию о непосредственном впечатлении от прочитанного; отметить, что оказалось непонятным в тексте ( слова, выражения, ситуации и т.д.) .Эти задания могут быть предложены и после чтения, если учащиеся-азербайджанцы еще не достаточно подготовлены к сложным мыслительным операциям, сопровождающим непосредственное восприятие текста.
В условиях национальной школы вслед за чтением обычно проводиться беседа, пересказ или выполняются упражнения с творческими заданиями(составление планов,написание сочинений и т. д.), в ходе которых глубже осмысляется содержание текста, укрепляются речевые навыки и умения учащихся.
Так, составление плана изучаемого текста служит двум целям: понять последовательную во времени, в ходе событий сюжетную линию. Или, проще говоря, план помогает уяснить последовательность событий в произведении и тем самым помогает понять временную связь событий и причинно- следственную связь в судьбе и поведении героев произведения, а также помогает раскрыть идейное содержание произведения. Одновременно план учит, по выражению О.Н. Щербиной, «логически мыслить и правильно анализировать ход событий». Кроме того, составление планов ( от простых до сложных) следует рассматривать и как прием работы по развитию речи учащихся.
Практика показывает, что нерусский читатель не всегда видит проблемность ситуации, нередко он довольствуется буквальным пониманием текста, не давая себе труда задуматься над прочитанным и будучи совершенно уверенным в своей правоте. В подобных случаях преподаватель, привлекая внимание обучаемых к соответствующему фрагменту текста, "заставляет" их увидеть проблему.