Приемы работ по овладению навыками чтения.
Читаемые произведения - основа для организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Через эти произведения учащиеся
осмысливают окружающий мир, жизнь и самих себя.
Сначала учащиеся осознают то, что описано в произведении. Здесь важно, чтобы ученик понял значение слов, выражений, предложений и законченных по смыслу абзацев, мог уяснить последовательность этих поступков, определить, кто их совершает.
Чрезвычайно важное значение приобретает словарная работа при изучении лирического стихотворения. Важно, чтобы ученик понимал и основное и метафорическое значение слова в данном контексте.
В национальной школе ученик может проникнуть в образную систему стиха лишь в том случае, если поймет каждое слово. Необходимо предупреждать возможные ошибки, характерные для учащихся-азербайджанцев.
Такая ошибка может быть следствием непонимания смысловой роли паузы, обозначенной соответствующим знаком препинания, например, в первой строфе стихотворения А.С. Пушкина «Узник»:
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
При чтении учащиеся игнорируют смысловую паузу в конце первого стиха, а запятую в конце второго стиха приравнивают к точке. В результате на вопрос: «Кто сидит за решеткой?» они отвечают: «За решеткой сидит орел». И дальше выявляется путаница в элементарном понимании смысла стихотворения, не говоря уже о понимании образного смысла. Своевременная помощь учителя в подобных случаях необходима.
Одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности детей на уроке чтения является эмоциональное восприятие произведения. Для этого необходимо пробудить у учащихся интерес к произведению в начале урока и поддерживать его в течение всего занятия. Только при этом условии дети способны быть активными, могут сопереживать и испытывать глубокие чувства, серьезнее вдумываться в смысл произведения.
Возникший интерес к произведению часто снижается, а то и вовсе пропадает в тех случаях, когда на уроке допускаются излишне многословные вводные беседы перед чтением, подробный пересказ учителем содержания текста, неоднократное его перечитывание, чрезмерное увлечение словарной работой. При этом упускается одна из главных задач урока - постоянно обогащать чувства ученика, побуждать его к активной мыслительной работе. Нужно помочь ребенку самому увидеть образ, жизненную картину, нарисованную автором, и через полученные представления пополнить его жизненный опыт.
М.А. Беляев пишет, что в основу выработки навыков продуктивного, осмысленного и сознательного чтения на русском языке ложится «разбор содержания читаемого произведения, всесторонний его анализ, в центре которого стоит прежде всего понимание его идейной сущности». Поскольку усвоение произведения в азербайджанских школах неразрывно связано с усвоением языка художественного произведения, оно рассматривается в единстве содержания и формы, с различной степенью сложности рассмотрения единства, что зависит от степени подготовленности учащихся и их возрастных особенностей.
Содержание несложного произведения учащиеся осмысливают самостоятельно. После чтения в вопросно-ответной беседе учитель выясняет, понимают ли ученики выжные для усвоения содержания слова, все ли факты они запомнили, усвоена ли последовательность событий.