Приемы работ по овладению навыками чтения.
Вот, к примеру, как можно организовать беседу после чтения рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок».
Учитель. О чем прочитанный рассказ?
- Прочитанный рассказ о мальчике и обезьяне.
Учитель. Как по-другому можно ответить на мой вопрос?
- Прочитанный рассказ о случае на корабле.
Учитель. Куда возвращался корабль?
- Корабль возвращался в свою страну.
- Корабль возвращался на родину.
- Корабль возвращался домой.
Учитель. Какая была погода?
- Погода была теплая.
- Погода была хорошая.
Учитывая недостаточную подготовку учащихся, учитель так формулирует вопросы, чтобы ученики при ответе могли воспользоваться их лексикой и структурой.
Послетекстовые задания к художественному произведению должны, в первую очередь, помогать выявлению идейно-художественной функции языковых единиц, предварительная семантизация которых была осуществлена до чтения текста. Здесь важно показать обучаемым значение этих слов в воссоздании писателем облика эпохи, в обрисовке характеров героев, в раскрытии основного конфликта произведения. Необходимо также использовать словесные средства, способные вызвать у них образные и языковые ассоциации с родной культурой, что помогает более глубокому пониманию эмоционально-смыслового содержания художественного произведения.
Беседа с учениками о прочитанном по заранее приготовленным вопросам – один из наиболее действенных способов усвоения содержания текста.
Приведем в качестве примера вопросы для беседы по повести Гоголя « Шинель»: Над чем и почему смеется автор? Какие чувства соединяются с его смехом? Есть ли поэзии дело до чиновников? За чиновничьи ли интересы выступает автор? За что представленное общество уважало человека, и что в человеке уважал сам автор? Какое противоречие в их понятиях? Что смешит Гоголя в Акакии Акакиевиче и чем его смех отличается от оскорбительного смеха сослуживцев бедного чиновника? Какое значение для Акакия Акакиевича имела шинель? Правдоподобны ли все его чувства? Какое впечатление производит рассказ о шинели? Как нужно смотреть на фантастическое окончание? Есть ли в нем какая-либо мысль в связи со всем рассказом?
Как видим, беседа предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения; ряд вопросов ориентирован на усвоение содержания текста учащимися.
Мало дать вопросы, надо помочь подготовиться ученикам; при проведении беседы необходимо вовлечь в работу всех учащихся; необходимы дополнительные, «наводящие» вопросы. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Преподаватель должен ясно представлять себе конечную цель беседы и в данном случае это, помочь нерусским учащимся усвоить содержание прочитанного.
Понимание учащимися прочитанного - сложный процесс.
Сложность проведения уроков чтения на русском языке в азербайджанской школе объясняется многогранностью задач, которые стоят перед ними, необходимостью, в частности, сочетать выработку навыков чтения с познавательной и воспитательной работой над текстами. Не менее сложно и то, что в процессе работы нужно учитывать и специфику читаемого произведения, уровень владения учащимися русским языком, особенности восприятия учащимися текстов. В то же время перед учителем стоят разносторонние задачи развития речи учащихся: пополнение, уточнение словаря, умение строить предложения и связные высказывания.