Приемы работ по овладению навыками чтения.
Усвоение прочитанного текста требует раскрытия сложных связей и отношений, кроющихся за фактами. Каждый факт необходимо соотнести с общими событиями, с мотивами описываемого действия, а затем вызвать у ребят к этому факту отношение, которое передается особым построением фразы, стилистическими и интонационными приемами речи, выразительным чтением.
Читаемое произведение является основой, на которой разрешаются образовательно-воспитательные задачи урока. Чтобы ученик осмыслил произведение , ему недостаточно понять, усвоить главную мысль, нужно еще проникнуться сочувствием или гневом к героям, выразить свое отношение к ним, дать оценку их поступкам. Значит, дальнейшей важной стороной работы над произведением является выработка у учащихся личностного отношения к прочитаному.
Это возможно осуществить при условии, если учащиеся будут читать осмысленно, а не просто упражняться в чтении.
Сложные тексты читаются по частям. Части можно озаглавить. Это важно не только для составления плана, но и для более глубокого усвоения текста, так как в заголовках выражается основная мысль произведения и отношение к нему учеников. Подготавливается словесное рисование картинок с целью большего проникновения в психологическое состояние героя.
Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать задания и вопросы, помогающие учащимся лучше понять и усвоить произведение, яснее представить себе литературного героя, мотивы его поведения, определить свое отношение к описываемому.
Поскольку художественное произведение - это единство образного, эмоционального и логического, то вопросы для анализа на уроке охватывают предметную, эмоциональную и образную стороны произведения. Чтобы выявить идейно-образное содержание произведения, нельзя ограничиваться вопросами, воспроизводящими предметное содержание текста. Задания и вопросы должны способствовать тому, чтобы в работе над текстом развивались творческое воображение, чувства и мысль учащихся.
«На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое
мы можем показать детям ту или иную сторону жизни»,- писал К.Д. Ушинский.
Задача учителя на всех уроках чтения сводится к тому, чтобы научить учеников не только читать на русском языке, но и понимать читаемое произведение.