Система работ по развитию речи на уроках чтения.
2)разговор должен быть связан с жизненным опытом учащихся ( с их учебой, отдыхом во время каникул, с бытом, с трудом и т. д. );
3)разговоры должны учитывать запросы учащихся, способствовать расширению общего их кругозора;
4)разговоры должны готовить учащихся к жизни, знакомить их с теми вопросами, с которыми они будут сталкиваться в практической деятельности после школы;
5)и наконец, тема разговора наряду с образовательными задачами, должна преследовать и воспитательные цели.
Разговоры на одну и ту же тему могут проводиться в разных классах, но по отбираемой лексике, речевым моделям они будут отличаться. Например, беседа на тему « Летние каникулы» в V классе будет существенно отличаться от беседы на ту же тему в VIII или же в X классе как по содержанию, так и по словарному составу и используемым граматическим конструкциям : в V классе она будет довольна проста, а в VIII, тем более в X классе значительно сложнее.
Разговоры могут проводиться также по материалам художественных произведений ( о чем было сказано ранее ).
Разговорные уроки требуют от учителя тщательной подготовки. Удачный выбор темы еще не предопределяет успеха разговора. Необходимо тщательно продумать, какие нужно давать слова и словосочетания для активного усвоения . Ясно без доказательств, что слова и словосочетания являются строительным материалом и что развитие речи возможно только на базе определенного словарного материала. Вот почему отбор лексики является основой основ успешного проведения тематических бесед, и к этой работе нужно отнестись со всей серьезностью и ответственностью.
При отборе слов и словосочетаний к каждому разговорному уроку нужно учитывать следующие моменты:
частотность употебления слов;
2)практическую употребительность слов;
3)типичность и употребительность слов;
4)трудности (орфоэпичесчкие и грамматические), которые представляют данные слова и словосочетания для учащихся.
На разговорных уроках нужно еще ознакомить учащихся с оборотами и выражениями живой разговорной речи и ввести новые словосочетания в «разговорное использование» (по меткому выражению проф. А.В. Миртова).
Поскольку беседы проводятся по определенным темам, то и слова и словосочетания даются тематически объединенные (по тематическому принципу).
Невозможно усвоить все, даже наиболее употребительные слова и выражения по какой-либо одной теме в течение одного или нескольких уроков в одном классе. Поэтому беседы по одной и той же теме проводятся в разных классах, и постепенно, из класса в класс, учитель расширяет тематический запас слов учащихся. Такое постоянное обогащение активного словаря по тематическому принципу облегчает свободное участие учащихся в разговоре на эти темы.
Так, по теме «Берегите здоровье» учащиеся усваивают по классам такие слова и словосочетания:
в V классе: аптека, аптекарь, бинт, болезнь, больница, грипп, врач, доктор, здоровье, медицинская сестра;
в VI классе: больничный халат, температура, градусник, грелка, кашель, рецепт;
в VII классе: аппетит, головные боли, закаливание, операция, встать на ноги;
в VIII классе: бессоница, диагноз, микстура, плохо себя чувствовать;
в IX классе: грязелечение, минеральные воды, утомление, народная медецина и другие.
Здесь приведена лишь небольшая часть слов и словосочетаний по данной теме.Этот примерный список может быть изменен и дополнен учителем в соответствии с уровнем речевого развития учащихся конкретного класса.
Таким образом, на разговорнх уроках словарь учащихся обогащается тематически, что в свою очередь имеет ряд положительных сторон: 1) тематически близкие слова легче запоминаются; 2) на основе тематически связанных слов легче построить предложения в связной речи; 3) повторение и последовательное расширение одной и той же темы по классам создает благоприятные условия для повторения, закрепления и активизации ранее изученных по этой теме слов.