Система работ по развитию речи на уроках чтения.
Основным методическим приемом , используемым в процессе проведения
разговорных уроков, является диалог в его разнообразных формах.
Разговорная речь – это неподготовленная речь в условиях непосредственного языкового общения .Одной из ее особенностей является диалогичность, которая предполагает двусторонность коммуникативного процесса. Научить учащихся-азербайджанцев живому общению на русском языке невозможно без специального обучения навыкам диалогической речи, поскольку диалогическая форма является необходимой и обязательной формой акта устного языкового общения в повседневной бытовой и производственной деятельности людей.
Значение диалогов прежде всего в том, что они превращают учебное говорение в естественную речь, приближают обучение русскому языку к потребностям жизни. В процессе диалогов учащиеся знакомятся с разговорной речью, лучше осознают практическое употребление изучаемых грамматических категорий, глубже понимают интонационные особенности предложений, прочнее усваивают типичные речевые модели и т. д. В конечном итоге диалоги ускоряют практическое овладение русским языком.
Диалог можно проводить в нескольких формах. Приемлимыми в школьной практике являются следующие формы.
1. Заучивание готовых диалогов. Всему классу дается один диалог, подобранный учителем из соответствующих источников или составленный им самим. Сначала учащиеся читают диалог, знакомятся с его содержанием, затем учитель объясняет значение и употребление новых слов и словосочетаний, заостряет внимание учащихся на типичных речевых конструкциях. Потом учащиеся (попарно) пересказывают диалог. Разговаривающую пару слушает весь класс и исправляет допущенные ошибки. Таким образом активизируется работа всего класса.
Беседы между учащимися имеют большое значение для развития речевых навыков еще и потому, что они помогают учащимся понять речь своих товарищей со всеми ее особенностями и тем самым ставят учащихся в наиболее реальные условия общения, способствуют развитию у учащихся навыков слушания и понимания не только ясной и четкой речи учителя ( к которой учащиеся уже привыкли), но и относительно трудной для них русской речи разных людей.
Поскольку один и тот же диалог пересказывается несколько раз, то создается возможность его заучивания.Значение этой работы очень велико. Она способствует обогащению речи учащихся типичными речевыми моделями, новыми словами и словосочетаниями.
При подборе и ли составлении диалогов для заучивания учителю следует иметь в виду,что они должны быть образцовыми во всех отношениях : и по словарю, и по грамматическому построению, и по содержанию.
Для заучивания наизусть можно давать также пословицы и поговорки, по содержанию связанные с темой диалога. Роль пословиц и поговорок в развитии
речи трудно переоценить. Они кратки, поэтому легко запоминаются.
Готовые диалоги для заучивания обычно даются преимущественно в V-VI классах, но изредка они могут быть даны и в старших классах.
На образцах готовых диалогов необходимо объяснить учащимся, что диалоги представляют собой процесс естественного общения. А процесс общения – это не только вопросы и ответы, когда один из собеседников только спрашивает, другой отвечает на поставленные вопросы по обязанности. В естественном диалоге оба собеседника могут задавать вопросы и отвечать, поделиться своими мыслями по затронутому вопросу. Диалог, состоящий только из вопросов и ответов, звучит искусственно и мало интересует учащихся, тогда как естественный диалог всегда вызывает у учащихся побуждение к речи.