Система работ по развитию речи на уроках чтения.
Обычно учащиеся затрудняются в определении ситуации для составления диалога на ту или иную тему. Поэтому желательно, назвав тему, специально обрисовать конкретную обстановку, в которой будет протекать речь. Понимание обстановки, конкретная ситуация облегчают учащимся составление диалога. Ситуацию можно создавать самую разнообразную: это разговор на школьном вечере между двумя учениками, в магазине между продавцом и покупателем, на стадионе между тренером и спортсменом, в больнице между врачом и больным и т.д. Конкретная ситуация определяется предложенной темой.
Целесообразно, конечно, составлять небольшие диалоги, что даст возможность прослушать на одном уроке речь многих учащихся, а также будет способствовать концентрированию внимания учащихся на ходе урока.
Существует еще ряд других форм проведения диалогов: это и работа по диалогическим карточкам, и игры в форме диалогов и т. п.; но в школьной практике они не получили широкого распространения.
Развитию навыков устной речи способствуют еще так называемые разговоры учебно-производственного характера, проводимые систематически на уроках русского языка и литературного чтения, а также во время внеклассных мероприятий. В результате таких разговоров учащиеся постепенно накапливают значительное количество слов и фраз повседневного школьного обихода, которые представляют собой непосредственную практическую ценность. Нет необходимости оформлять эти разговоры в виде тематических бесед, они проводятся в процессе других учебных работ.
Итак, тематические беседы могут проводиться на уроках чтения в самой различной форме. Это под силу любому учителю: для таких бесед всегда найдутся и интересующие детей темы, и практический языковой материал к ним, и время на уроках.
Уроки чтения на русском языке с элементами разговора (беседы) являются, пожалуй, самыми увлекательными и полезными для практического овладения устной речью; и в условиях нерусской школы нельзя забывать об этом ни на минуту.
Наряду с систематическими (почти на каждом уроке) проводимыми разговорами, занимающими на уроках 5-15 минут, представляется целесообразным практиковать и специальные разговорные уроки, по крайней мере в две недели один раз. Практически это вполне осуществимо: для этого можно, особенно в V-VI классах, выделить часы за счет уроков чтения.
Специальные разговорные уроки лучше проводить по картине (о чем будет сказано в следуещем параграфе), по материалам жизненных наблюдений учащихся во время каникул, по прочитанным книгам и т. д.
Эти уроки требуют от учителя еще большей подготовки. Заранее нужно продумать все до мелочей: слова и выражения, речевые модели, которые будут даны для активного усвоения; характер вопросов и заданий, их формулировку, ожидаемые ответы учащихся; деятельность учителя и учащихся на уроке (нужно стремиться к тому, чтобы в разговоре на уроке принимали участие по возможности все учащиеся класса); форму разговора и продолжительность его; индивидуальную работу с отдельными учащимися; своевременные записи, поправки допущенных ошибок, нужные разъяснения и комментарии учителя; использование наглядных пособий. Чем лучше продуман урок, тем он эффективнее и быстрее достигает цели.
Методика проведения специальных разговорных уроков, выбор методических приемов и видов работ на них определяются характером материала, по которому проводится разговор, возрастными особенностями и степенью подготовленности учащихся по русскому языку. Но общими методическими положениями для всех разговорных уроков являются словарно-фразеологическая работа, беседы-диалоги учителя с учащимися и учащихся между собой, работа над речевыми ошибками, подведение итогов разговора. Каждый урок должен способствовать в итоге усвоению определенной суммы слов и словосочетаний и типовых речевых конструкций.