Система работ по развитию речи на уроках чтения.
2. Составление аналогичных диалогов по данным образцам. Заучивание готовых диалогов еще не прививает навыков самостоятельной разговорной речи, оно лишь подготавливает учащихся-азербайджанцев к разговору на русском языке. Следующим шагом в развитии устной речи является составление учащимися аналогичных диалогов по данным образцам. Сначала дети заучивают готовые конструкции, затем тренируются в их использовании в речи. В результате подобных тренировок автоматизируется использование в речи данных учителем слов, словосочетаний и типов предложений.Например:
- Скажите пожалуйста у вас есть тетради?
- Есть. А какие вам нужны?
- Двенадцати листовые.
- В клеточку?
- Да. А сколько они стоят?
- Триста манатов.
- Дайте, пожалуйста, две. Кому заплатить? Вам или в кассу?
- В кассу.
- Возьмите чек.
- Вот тетради.
- Спасибо.
Вместо тетрадей можно купить книги, пальто, овощи и т.д.
Разновидностью составления аналогичных диалогов по данным образцам является варьирование диалогов. Суть его состоит в том, что содержание данного диалога несколько изменяется, но грамматические модели сохраняются без изменения или подвергаются незначительным изменениям. Текст диалога можно варьировать по-разному, заменяя в нем предметы разговора.
3. Дополнение и расширение готовых диалогов. Развитию устной речи способствуют также дополнение и расширение готовых диалогов. Для этой работы даются обычно небольшие диалоги, состоящие из 5-6 реплик. Учащиеся вставляют подходящие по смыслу другие реплики, используя в них ранее изученные слова и речевые конструкции. Однако диалог не должен слишком растягиваться, чтобы внимание учащихся не рассеивалось. Дополнять и расширять его следует целенаправленно,то есть таким языковым материалом, который изучается на данном этапе, что даст возможность сосредоточить внимание учащихся на этом материале.
4. Составление диалогов по данным вопросам. Для составления диалогов даются ключевые вопросы,на которые учащиеся отвечают. Вопросы формулируются так, чтобы в ответах учащиеся могли использовать усвоенные слова и изучаемые языковые формы и конструкции.
5. Составление диалогов по данным словам и словосочетаниям. В старших классах вместо вопросов для составления диалогов можно давать опорные слова и словосочетания. Для учащихся азербайджанских школ большие трудности представляет употребление предлогов в, на и противоположных им по значению предлогов из, с. Усвоению этого материала в большей мере способствует работа в лексическом плане, когда учащиеся запоминают каждый конкретный случай.
Так, например, на доске в качестве опорных слов дается ряд глаголов (идти, войти, поехать, лететь, улететь, спешить, собираться, бежать) и ряд существительных, подобранных такими парами что, одно существительное употребляется после данных глаголов с предлогом в, а другое – с предлогом на ( университет, лекция; клуб, концерт; парк, стадион; касса, вокзал и другие). Затем учащиеся составляют диалоги с данными словами.
6. Составление диалогов на данные темы. Это высшая форма работы над диалогами.Здесь от учащихся требуется знание определенной лексики, умение конструировать предложения и умение найти конкретную ситуацию. На первых порах диалог на данную тему составляется под руководством учителя, затем учащиеся справляются с этим заданием и сами, но руководящая роль учителя все же сохраняется : он помогает в отборе слов, исправляет ошибки в составлении предложений, подсказывает ход разговора, предупреждает паузы в разговоре и т. д.