Проблема манипуляции в педагогической деятельности

Дистанция - функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Та­кими преградами могут быть внешние физические барьеры, если они играют роль эквива­лентов психологических преград, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Но нередко это препятствия смысловые или духовные. Преградой может оказаться «закрытость» какого-то онтологического слоя для присоединения к нему. А внутри каждого из совместных полей - препятствия для проникновения на "частную" территорию. Таким образом оказыва­ется, что полного объединения практически никогда не бывает, поэтому дистанция сущест­вует всегда.

Пристройка - термин, обозначающий вертикальную составляющую психологического про­странства взаимодействия. Отражает взаимное "расположение" партнеров по общению. Са­мые очевидные примеры связаны с ролевыми позициями сторон. Тот, кто стремится доми­нировать, занимает пристройку сверху, предоставляющую большие для этого возможности. Внешне пристройка сверху может выглядеть как поучение, осуждение, совет, порицание, за­мечание. Симметричная пристройке сверху позиция – пристройка снизу, которая означает тенденцию к покорности и послушанию. Проявляется как просьба, извинение, оправдание, виноватая или заискивающая интонация, наклоны корпуса, опускание головы и другая де­монстрация зависимости и подчинения.

Пристройка на равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудни­честву, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интона­ции, вопросы и т. п.[1]

Инициатива.

Инициатива, из статьи с интернета, может быть определена как начальный момент управ­ления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров (соперников). Данное по­нятие служит для обозначения ведущей или направляющей роли последнего б процессе об­щения. П. М. Ершов предложил различать владение инициативой и распоряжение ею. Вла­дение - это открытое взятие на себя управления процессом общения. Владеть инициативой означает реально пользоваться своим правом (и возможностью) запускать события и управ­лять ими. Распоряжение - употребление права решать, кто сейчас будет владеть инициативой. Распоряжаться - значит позволять или запрещать владение инициативой, предоставлять такую возможность или отбирать. Очевидно, что распоряжение обеспечивает одному из партнеров более высокий ранг, предоставляя дополнительные возможности.

Человек, владеющий инициативой; тем более распоряжающийся ею, имеет больше воз­можностей для достижения собственных целей. Естественно, что общающиеся стороны ста­раются овладеть инициативой, что ведет к борьбе за нее — стремлению завладеть, преодоле­вая сопротивление соперника. Выражается эта борьба следующим образом:

• взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления со стороны партнера;

• перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;

• использование - удержание в руках, владение в течение сравнительно долгого промежутка времени;

• передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;

• потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка сопернику[24].

Важнейшей характеристикой манипулятивного воздействия, по мнению Леонтьева А. А., является наличие явного и скрытого уровней воздействия, то есть определение направленности воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возника­ет тогда, когда необходимо передать более одного сообщения, одно из них должно сохра­ниться в секрете.

Скрытое воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они могут выгля­деть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно искусна), или как случай­ные включения, на которые обычно не обращают внимания.

Направленность воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может быть сколь угодно разнообразным, однако в манипулятнвной ситуации всегда могут быть выделены как минимум две группы векторов, одна оказывается релевантной основной цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции. Иногда почти все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного вектора.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>