Проблема манипуляции в педагогической деятельности
Таблица № 1.
№ вопросов Опрашиваемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Понятие «Манипуляция» |
Манипулятивные приемы |
Манипулят. Возд-е на учеников |
Осознанность ман-циивоздействия |
Знания в области ман-ции |
Актуальность знаний по ман-ции |
Осознание ман-го воздействия |
Скрытая манипуляция |
Негативное отношение к ман-ции манипуляции |
Влияние ман-ции на поведение |
Использ-е ман- ции в конфликтах |
Ман-ция в др-х сферах | |
Учителя средней школы (в %) |
78 |
79 |
86 |
64 |
50 |
78 |
64 |
50 |
56 |
85 |
71 |
42 |
Студенты 5-го курса (в %) |
89 |
41 |
36 |
29 |
100 |
20 |
37 |
97 |
90 |
83 |
81 |
11 |
Разница (в %) |
11 |
38 |
50 |
35 |
50 |
58 |
27 |
47 |
34 |
2 |
10 |
31 |
Анализ полученных данных показывает, что:
1. На вопрос: знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане? (У-78%; С-89%; Р-11%) Результат ответа на вопрос говорит о том, что и студенты и учителя имеют фактически одинаковые знания об этом понятии.
2. На вопрос: знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы? (У-79%; С-41%; Р-38%) В этом вопросе слишком большая разность между утвердительными ответами учителей и студентов. Это говорит о том, что учителя более осведомлены знаниями о манипулятивных приемах.
3. Вопрос: используете ли вы на уроках приемы манипулятивного воздействия на учеников? (У-86%; С-36%; Р-50%) Учителя при их большом педагогическом опыте в большинстве случаев используют приемы манипулятивного воздействия на учеников. Студенты же, имея за плечами только педагогическую практику, фактически не используют приемы манипуляции. Это объясняется малым опытом работы и постоянной сменой учеников.
4. На вопрос: осознано ли вы это делаете? (У-64%; С-29%; Р-35) По результатам видно, что этот вопрос по большей своей части относится к учителям, так как студенты имели мало возможностей использования манипулятивных приёмов на своей короткой практике. У большей половины опрошенных учителей идет чёткое, осознанное применение манипулятивных приёмов. У другой же половины этот процесс происходит автоматически на бессознательной основе.