Проблема манипуляции в педагогической деятельности
12. На вопрос: как вы считаете можно ли использовать манипуляцию в корыстных целях в других сферах деятельности? (У-42; С-11; Р-31) Этот вопрос имеет под собой огромную почву для исследований и здесь нельзя судить о том, как педагоги относятся к манипуляции в других сферах деятельности. И все же учителя, отвечая на этот вопрос, огромным количеством процентов превалируют над студентами. Это можно объяснить тем, что они имели в виду такие сферы деятельности как политика и бизнес где манипуляция очень сильно распространена. Студенты по большей части имели в виду другие сферы деятельности.
В результате проведенного опроса среди учащихся 10-11 классов средней школы и студентов первого курса были получены следующие результаты. Результаты исследования представлены на диаграмме № 2 и в таблице №2.
Диаграмма № 2.
Таблица № 2.
№ вопросов Опрашиваемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Понятие «Манипуляция» |
Манипуляция учителей |
Осознание манипуляции |
Отношение к ман-ции |
Понятие скрытая манипуляция |
Понятие Открытая манипуляция |
Использование учителем скрытого воздействия |
Манипуляция и учителя |
Манипуляция и сверстники |
Манипуляция и родители |
Негативное отношение |
Умение учителя пользоваться ман-цией в конфликте | ||
Учащиеся 10-11 классов (в %) |
46 |
63 |
44 |
22 |
33 |
44 |
51 |
42 |
48 |
44 |
40 |
45 | |
Студенты 1-го курса (в %) |
53 |
71 |
66 |
3 |
32 |
58 |
79 |
50 |
21 |
74 |
30 |
63 | |
Разница (в %) |
7 |
8 |
22 |
19 |
1 |
14 |
28 |
8 |
27 |
30 |
10 |
18 | |