Проблема манипуляции в педагогической деятельности
Многовекторность воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия, нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата. Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к ожидаемому результату.
Вторым источником многовекторности воздействия (а в общем случае — всего поведения) является полимотивированность деятельности человека. Множество подзадач, которые решает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но и проблем внутреннего порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.
"Прочитать" мозаику векторов в реальном поведении можно по следующим признакам, прямые речевые обращения к кому-либо, развороты корпуса, лица, направление взгляда, указующие жесты, а также то, что может быть проинтерпретировано как бессознательный указатель, эквивалент указующего жеста – ориентация ступни, предметов в руках и т. д.[14]
Динамика.
К динамическим характеристикам общения относятся в первую очередь темп, паузы и атмосфера. Под темпом общения понимается скорость, с которой развиваются межличностные события, выполняются реализующие их действия.
Информационно-силовое обеспечение (из материалов интернета).
В плане межличностных отношений сквозными и всепроникающими процессами можно считать употребление силы и передачу информации.
При психологическом давлении манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаимоотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.
П. М. Ершов определяет силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия - уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде.
Л М. Ершову принадлежит описание трех видов сил партнеров по общению. Он выделает позиционные, динамические и деловые преимущества. Дополненная классификация видов сил приобретает следующий вид.
Собственные силы – автор исходит только из того, чем обладает сам на момент воздействия; набор некоторых преимуществ почти всегда находится при нем:
1) статусные: ролевая позиция, должность, возраст;
2) деловые: квалификация, аргументы, способности, знания.
Привлеченные (или заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, актуально в ситуации не представленные:
3) представительская поддержка - опора на силу конкретных или достаточно определенных третьих лиц.
4) конвенциональные преимущества - опора на силу обобщенных "других", на всеобщие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль и т. д.
Процессуальные силы - преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером:
5) динамические силы, темп, паузы, инициатива;
6) позиционные преимущества - эксплуатация эмоционального тона прежних или нынешних отношений, опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и т. п.
7) договор - результат совместных соглашений, содержащий в себе юридическую, моральную или рациональную силу.
Слабости партнера - сила добывается из психических особенностей партнера по взаимодействию: чувствительность к похвалам, сильная любовь к детям, желание руководить людьми и т.д.[8]
Информационное оформление.
В работе Т. М. Николаевой указываются способы информационного манкирования с целью оказания психологического, в том числе манипулятивного, давления на собеседника:
1) "универсальные высказывания", которые в принципе проверить невозможно, а потому они и не подлежат обсуждению;
2) генерализации (расширенные обобщения): на классы людей, во времени;
3) неявное указание как бы общепризнанной нормы;