Проблема манипуляции в педагогической деятельности
Если противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен последним, вероятно будет более эффективен .
Предупреждение аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает сопротивление к нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление. Еще один класс приемов, которые также можно отнести к информационным – одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, противоречие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать, на какое сообщение реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное[22].
Организация и методики исследования.
В практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить, как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляции в педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования будут являться четыре группы людей разных возрастов: учащиеся средней школы № 2 города Межгорье (10-11 классы) в кол-ве 45 человек, студенты первого курса в кол-ве 19 человек, студенты пятого курса в кол-ве 35 человек и преподаватели средней школы № 2 города Межгорье в количестве 14 человек. Была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования. Сравнительный анализ проводился среди студентов первого курса и школьников, учителей и студентов пятого курса, так как эти группы близки по своим психологическим особенностям.
Были использованы следующие методики. Опрос среди студентов пятого курса и учителей средней школы проводился с помощью анкетирования. Анкета включает в себя следующие вопросы:
Анкета для студентов пятого курса и учителей средней школы.
1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
2. Знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы?
3. Используете ли вы на уроках приемы манипулятивного воздействия на учеников?
4. Осознано ли вы это делаете?
5. Читали ли вы какую-нибудь литературу по приемам манипуляции?
6. Как вы считаете, необходимы ли учителям дополнительные знания по технике манипуляции в педагогической деятельности?
7. Как вы считаете, знают ли ученики о вашем манипулятивном воздействии на них?
8. Стараетесь ли вы воспользоваться скрытыми приемами манипуляции?
9. По вашему мнению, может ли нанести вред психологическому здоровью учащихся использование манипулятивных технологий?
10. По вашему мнению, можно ли при помощи манипулятивных технологий повлиять на поведение учащихся на уроках?
11. Помогает ли использование манипулятивных технологий в разрешении конфликтных ситуаций?
12. Как вы считаете можно ли использовать манипуляцию в корыстных целях в других сферах деятельности?
Опрос среди студентов первого курса и школьников проводился тоже с помощью анкетирования. Анкета включает в себя следующие вопросы:
Анкета для учащихся 10-11 классов и студентов первого курса.
1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
2. Используют ли учителя манипуляцию по отношению к вам?
3. Замечаете ли вы, когда вами манипулируют учителя?
4. Приятно ли вам ощущать манипулятивное воздействие на себе?
5. Понимаете ли вы, что такое скрытая манипуляция?
6. Понимаете ли вы, что такое открытая манипуляция?
7. Как вы думаете, используют ли учителя скрытые приемы манипуляции?
8. Используете ли вы манипуляцию при общении со сверстниками?
9. Используете ли вы манипуляцию при общении с учителями?
10. Используете ли вы манипуляцию при общении с родителями?
11. Ваше отношение к манипуляции учителей?
12. По вашему мнению, умеют ли учителя пользоваться приемами манипуляции в конфликтных ситуациях?
Результаты исследования и их анализ.
В результате проведенного опроса среди учителей и студентов 5-го курса были получены след результаты. Результаты исследования представлены на диаграмме № 1 и в таблице № 1.
Диаграмма № 1.
При анализе ответов на вопросы для обозначения результатов в скобочках были использованы условные обозначения: С – количество утвердительных ответов студентов пятого курса; У – количество утвердительных ответов учителей средней школы; Р – модуль разности в процентах между утвердительными ответами.